Сущность факторинга и этапы его становления

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что факторинг, являющийся одним из основных элементов эффективной финансовой политики предприятия, – это универсальный комплекс услуг, который жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа. На сегодняшний день российский рынок требует широкой продажи товаров и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности поставщиков не всегда позволяют его предоставлять.

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;

2) определить основные функции факторинга;

3) провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;

4) исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;

5) проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;

6) исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;

7) проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Интеграция России в международную систему разделения труда предполагает полноценное участие российских экономических субъектов, как во внутренней, так и во внешней экономической деятельности, что неразрывно связано с использованием самых современных методов и приемов во всех аспектах этой деятельности, как-то: маркетинг, управленческое планирование, финансовый менеджмент и т.д. Так, одним из самых важных аспектов во внутренней и внешней торговле является выбор наиболее выгодной схемы расчетов для оплаты товаров и услуг.

Как показывает мировой опыт, недостаточно просто произвести конкурентоспособный товар – необходимо также стимулировать его продвижение, как на внутренний, так и на внешний рынок путем предоставления дополнительных услуг. Одним из важнейших факторов, способствующих расширению объемов продаж, является предложение максимально удобной схемы расчетов, удовлетворяющей как стремление поставщика получить оплату наиболее быстро, так и желание покупателя осуществлять закупки на условиях отсрочки платежа.

Именно от построения грамотной и технически адекватной системы расчетов во многом зависит создание наиболее выгодной схемы взаимоотношений контрагентов, которая позволит добиться максимального экономического эффекта от импорта или экспорта товаров и услуг.

Факторинг давно используется западными компаниями в экономической деятельности наряду с традиционными инструментами расчета, чего нельзя сказать о российских экономических агентах. А тем временем факторинг является одним из наиболее выгодных вариантов расчета именно для молодых, испытывающих нехватку оборотных средств компаний, которые не в состоянии по объективным причинам диктовать условия расчетов за поставленный или приобретенный товар.

Интенсивно развивающийся в странах рыночной экономики, факторинг не получил пока широкого распространения на российском финансовом рынке ввиду недостатка опыта его субъектов. Однако в течение последних нескольких лет заинтересованность крупнейших коммерческих банков в расширении предоставляемых клиентам услуг подтолкнула их к необходимости форсированного создания специализированных факторинговых отделов, которые в частности были созданы в таких банках, как Банк НФК (ЗАО), ранее "Инвестиционно-Банковская Группа НИКойл", "Русский стандарт", "БИНбанк", "Пробизнесбанк" и др.

Уже сегодня многие предприятия имеют доступ к факторинговому обслуживанию, которое способно помочь разрешению таких насущных проблем, как недостаток оборотных средств для развития производственного процесса, недостаточная квалификация их финансовых подразделений и, наконец, наиболее острой – проблемы неплатежей и появления просроченной задолженности вследствие неплатежеспособности либо недобросовестности дебиторов.

Иностранные факторинговые компании в качестве одного из основных доводов в пользу своих услуг очень часто приводят статистику по банкротству предприятий, являющейся основной причиной возникновения финансовых затруднений у контрагентов, обанкротившихся предприятий. Так, например, по данным французской факторинговой компании "Еврофактор", во Франции в 1998 году было официально зарегистрировано 54 000 банкротств предприятий, то есть около 1 000 в неделю.

По данным налоговых органов, на 1 января 2007 года 2 тыс. 745 действующих юридических лиц находятся в стадии ликвидации, в том числе 2,3 тыс. коммерческих фирм. В ФНС также сообщили, что в течение 2006 года прекратили свою деятельность 348,3 тыс. юридических лиц, а общее число прекративших деятельность юридических лиц в 2007 году достигло 614,9 тыс.

Процесс банкротства компании сравним с эффектом камня брошенного в воду, только в виде кругов в данном случае расходятся не волны – банкротство больно бьет в первую очередь по всем кредиторам компании, в том числе по тем, с которыми банкрот не успел расплатится по поставленным товарам и услугам. В стремлении застраховать свою дебиторскую задолженность от подобного рода рисков, только во Франции к услугам факторингового обслуживания прибегает более 40 000 компаний.

Излагаемые в этой работе идеи и выводы автор выработал на основе практической деятельности во время работы в Бизнес-блоке факторинга Банк НФК (ЗАО), где в настоящее время занимает должность специалиста Дирекции Московской Клиентской службы.

Статьи по теме: