Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления » Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций

Страница 1

факторинг Объекты факторингового обслуживания

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые трудности из-за ограниченности источников кредитования. Вследствие недоступности для них обычных рынков капитала и денежного рынка возрастает их потребность в краткосрочном коммерческом и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала.

Мелкие предприятия сталкиваются с дискриминацией при предоставлении им банковского кредита: от них требуют больших гарантий. Кроме того, кредитным учреждениям невыгодно полностью удовлетворять потребности мелких предприятий в кредитах, особенно на небольшие суммы и на рискованные предприятия.

Предприятия малого и среднего бизнеса также сталкиваются с финансовыми трудностями и при экспорте своей продукции. В основном, подобные предприятия являются "пассивными экспортерами", то есть экспортируемая продукция составляет небольшой процент от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, в основном, по конкретным заказам из-за рубежа.

Все это свидетельствует о том, что факторинг с его широким и гибким набором услуг является одной из самых привлекательных форм кредитования как внутренней, так и экспортной деятельности малых и средних предприятий.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

· предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

· операции с физическими лицами;

· предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные проблемы нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом. Факторинг, в первую очередь, выгоден предприятиям, начавшим производство нового, конкурентоспособного товара и не знакомым с новым для них рынком; осуществляющим экспансию на новые рынки; предприятиям с резкими сезонными колебаниями производства, а также предприятиям, которые имеют возможность получить значительные скидки с цены при условии оплаты своих долгов в короткие сроки.

Очевидно, что требования факторинговой компании к своему потенциальному клиенту являются достаточно жесткими. Выбор клиентов зависит от специализации, а также ряда особенностей ведения факторингового бизнеса.

Субъекты факторинговых операций.

Первые компании, возникшие в США в сфере финансового факторинга, развивались относительно независимо от банков. К тому же, до 1965 г. связи между факторинговыми компаниями и банками, в соответствии с национальным законодательством, могли быть только косвенными. Однако, уже в период с 1965 г. по 1970 г. факторинговым обслуживанием стали заниматься 12 банков США, а на сегодняшний день компаниями, входящими в банковские холдинги, осуществляется половина всех факторинговых операций в стране. В отличие от американских, западноевропейские факторинговые компании с самого начала развивались в тесной связи с банковским сектором.

В настоящее время любая факторинговая компания мира может быть отнесена к одному их трех типов:

1) компании, принадлежащие банкам или другим учреждениям кредитно- финансовой сферы;

2) компании, принадлежащие крупным промышленным компаниям и ТНК;

3) компании смешанного типа.

Факторинговые компании первого типа составляют большинство компаний в мире. Они обычно ориентируются на обслуживание рынка той или иной продукции или отрасли и предлагают широкий набор услуг в рамках факторингового обслуживания. Эти компании являются специализированными филиалами или дочерними компаниями банков, входящими, как правило, в состав диверсифицированного банковского холдинга.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Структура рынка страховых услуг
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах. В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративн ...

Роль и значение оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Финансовый анализ—это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности предприятия. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации о ...

Кредитно-денежная политика государства и ее инструменты
Банки — весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли еще на Древнем Востоке в VII—VI вв. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текуще ...