Применение факторинга в экспортных и импортных операциях

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления » Применение факторинга в экспортных и импортных операциях

Страница 1

Применение факторинга в экспортных операциях

В мировой экономике в целом и каждой из стран с высоким уровнем экономического развития в отдельности, бесспорно, определяющую роль играют крупные ТНК. Однако, это не означает, что даже в высокоразвитом государстве не остается места мелкому и среднему бизнесу - основному сектору, потребляющему услуги факторинговых компаний.

Сектор малого и среднего бизнеса (СМБ) обычно представлен значительным количеством компаний в любой стране. Их деятельность, однако, часто называют "невидимой", тем самым сравнивая с деятельностью крупных ТНК, к которым зачастую приковано внимание как государственных органов, так и средств массовой информации. Тем не менее, сектор СМБ во многих случаях показывает темпы роста, превышающие средние в экономике. Малые и средние компании, выполняющие заказы крупных корпораций, являются той производственной базой, которая, в силу своей гибкости, обеспечивает дальнейшее углубление специализации и внедрение достижений научно-технического прогресса. В частности, в Великобритании 35% занятых в производственной сфере и сфере услуг работают в компаниях, численность персонала в которых не превышает 20 человек. Они также все больше начинают вовлекаться в международную торговлю, успешно реализуя такие свои конкурентные преимущества, как способность быстро реагировать на изменения в качестве потребительского спроса и эластичность производственных мощностей. В настоящее время удельный вес малых и средних предприятий в промышленном экспорте развитых капиталистических стран составляет более 40 % в ФРГ и Нидерландах, 25-30 % в Италии, 20-25 % во Франции, 10-15 % в США и Японии. Трудности, с которыми сталкиваются сегодня экспортеры из этой категории, приводят с тому, что их доля в товарном экспорте значительно уступает показателю их вклада в ВНП, например, в обрабатывающей промышленности Японии - в 4 раза, Великобритании и Франции - почти в 2 раза.

Существует ряд причин, по которым факторинг стал специализированной финансовой услугой, удовлетворяющей потребности именно этого сектора экономики.

Во-первых, факторинговая компания, обслуживающая поставщика, обеспечивает управление коммерческим кредитом, избавляя его от появления безнадежной задолженности со стороны покупателей и содержания управленческого аппарата в своей структуре. Крупные корпорации обычно проводят скоординированную политику продаж, действуя в основном через региональные или зарубежные филиалы и агентов. К тому же, маловероятно, что даже крупная факторинговая компания, обладающая значительными активами, программным обеспечением и квалифицированным персоналом, была бы в состоянии обслуживать продажи промышленных гигантов.

Во-вторых, крупные корпорации обычно не испытывают сложностей, связанных с недостатком оборотных активов. Подавляющее большинство ТНК входят в категорию "первоклассных заемщиков" и, в случае необходимости, имеют, таким образом, доступ к финансовым ресурсам ведущих зарубежных коммерческих банков, неограниченных по объему, под льготные процентные ставки и на длительные сроки.

В противоположность им, проблема пополнения оборотного капитала является весьма существенной для малых и средних предприятий. Типичной представляется ситуация, когда такое предприятие стоит перед дилеммой: чтобы закрепиться на зарубежных рынках необходимо, в силу высокой степени конкуренции, помимо прочих условий предлагать наиболее выгодную для покупателей форму расчетов - по открытому счету. С другой стороны, отвлекается из оборота часть средств, которая могла бы быть использована для производственных потребностей. Прямое финансирование продаж в этом случае затруднительно, поскольку банковский сектор зачастую предоставляет кредитные ресурсы таким заемщикам, предъявляя повышенные требования к обеспечению кредита, на более короткие сроки и под более высокие проценты. Так, например, в Великобритании отношение нетто-активов заемщика к сумме заемных средств при кредитовании мелких и средних предприятий устанавливается на самом высоком уровне и составляет от 2:1 до 4:1, а процентная ставка, в среднем, на 2 % превышает ставку для крупных фирм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Маркетинг – как фактор повышения эффективности банковской деятельности
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением стабилизации экономики Таджикистана, основывается в первую очередь на оздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитии ...

Организация кредитного процесса в банке
Кредитный процесс коммерческого банка – это технологии банка по предоставлению кредита, его оформлению, погашению с соблюдением основных норм банковской деятельности, принятию мер по снижению рисков и получение соответствующего дохода [17 ...

Методы и организация контроля за валютными операциями в коммерческих банках
валютный контроль коммерческий банк Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала реализации экономической самостоятельности предприятий, путем наделения всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые опера ...