Предпосылки возникновения и эволюция факторинга

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления » Предпосылки возникновения и эволюция факторинга

Страница 1

Факторинг – это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности. Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".

Фактор - это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях – фактории, которые возглавляли факторы – торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Del credere agent – торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительное комиссионное вознаграждение.

С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика. Годом рождения финансового факторинга считается 1890 г., когда в США был введен таможенный тариф Мак-Кинли, предусматривающий защитные таможенные пошлины на текстиль в 49,5% для сдерживания его импорта из Европы. Агентам, специализировавшимся на импортном факторинге, пришлось переориентироваться исключительно на внутренний рынок и отказаться от торговых функций. Следует отметить, что в случае как товарного, так и финансового факторинга сфера обслуживания была ограничена предприятиями легкой промышленности. Эта отрасль была удобна с точки зрения факторингового обслуживания тем, что сроки коммерческого кредита в ней обычно не превышали 180 дней.

Новый подъем факторинга начался в Соединенных Штатах в 1931 г., когда в штате Нью-Йорк агентам было законодательно предоставлено право удержания (ареста) имущества за долги. В последующие 20 лет примеру этого штата последовали около 40 штатов. После второй мировой войны значительно возросло количество рынков, которые стали обслуживаться факторинговыми компаниями. Например, рынок мебели, игрушек, электроники, пластмасс, обуви и т. д., хотя ведущей "факторинговой" отраслью до сих пор остается легкая промышленность.

История становления факторинга в Европе относится к 50-60 гг. ХХ столетия. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами.

С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый "рынок покупателя", при котором покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

История возникновения страхования
Первые признаки страхования появились еще в античные времена. Так, по дошедшим до нас источникам в рабовладельческом обществе были соглашения, суть которых состояла в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск воз ...

Функции страхования
Функции страхования вытекают из его экономической категории и заключаются в следующим моментах. а) Первая функция — это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответств ...

Публикация проспекта эмиссии
Банк-эмитент, осуществляющий размещение ценных бумаг, обязан уведомить потенциальных инвесторов, сообщив через средства массовой информации о проводимой им эмиссии ценных бумаг следующую необходимую информацию: • вид, категории, типы и ф ...