Контроль за валютными операциями

Страница 3

Специфика правового положения Правительства РФ как субъекта первого уровня в структуре системы субъектов контроля заключается в том, что оно осуществляет контрольную деятельность в качестве органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Именно это обстоятельство обуславливает выполнение им следующих функций: 1) определения федерального органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля; 2) координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Центральным банком Российской Федерации; 3) обеспечения взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как органы валютного контроля являются субъектами второго уровня в структуре системы субъектов контроля.

При этом Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

В свою очередь, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Третий уровень включает следующие субъекты контроля:

1) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

2) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

3) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

4) таможенные органы;

5) налоговые органы.

Не углубляясь в детальное рассмотрение контрольных полномочий деятельности каждого агента валютного контроля, хотелось бы лишь обратить внимание, что все агенты валютного контроля без исключения в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютном законодательством.

Иными словами, следует отметить, что отдельные контрольные действия агентов валютного контроля одновременно выступают в качестве подконтрольного объекта соответствующего органа валютного контроля.

Таким образом, можно утверждать, что взаимоотношения субъектов в структуре системы субъектов валютного контроля строятся не только по методу координации, но и в определенной степени по методу субординации.

В-четвертых, эффективность функционирования механизма валютного контроля напрямую зависит от комплекса специальных мероприятий, проводимых субъектами контроля, призванными оказывать принудительное воздействие на соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций и сделок.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий:

1) проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Организационные основы деятельности коммерческих банков
Банк, как любое другое предприятие, имеет определенный аппарат управления, структура которого обусловлена характером банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построение аппарата его управления содержит некоторые о ...

Структура рынка страховых услуг
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах. В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративн ...

Индексный метод
Для анализа кредитных вложений и их динамики широко используют такой статистический метод, как индексный. Индексный метод позволяет проанализировать факторы изменения скорости оборачиваемости операций. В этом случае применяются индексы с ...