Контроль за валютными операциями

Страница 3

Специфика правового положения Правительства РФ как субъекта первого уровня в структуре системы субъектов контроля заключается в том, что оно осуществляет контрольную деятельность в качестве органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Именно это обстоятельство обуславливает выполнение им следующих функций: 1) определения федерального органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля; 2) координации деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, с Центральным банком Российской Федерации; 3) обеспечения взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как органы валютного контроля являются субъектами второго уровня в структуре системы субъектов контроля.

При этом Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

В свою очередь, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Третий уровень включает следующие субъекты контроля:

1) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;

2) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

3) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

4) таможенные органы;

5) налоговые органы.

Не углубляясь в детальное рассмотрение контрольных полномочий деятельности каждого агента валютного контроля, хотелось бы лишь обратить внимание, что все агенты валютного контроля без исключения в рамках осуществления контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютной дисциплины обязаны представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютном законодательством.

Иными словами, следует отметить, что отдельные контрольные действия агентов валютного контроля одновременно выступают в качестве подконтрольного объекта соответствующего органа валютного контроля.

Таким образом, можно утверждать, что взаимоотношения субъектов в структуре системы субъектов валютного контроля строятся не только по методу координации, но и в определенной степени по методу субординации.

В-четвертых, эффективность функционирования механизма валютного контроля напрямую зависит от комплекса специальных мероприятий, проводимых субъектами контроля, призванными оказывать принудительное воздействие на соблюдение требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций и сделок.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий:

1) проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Планирование привлечения ресурсов
В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает: · Наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала. · Учет банком общеэкономической ситуации в стране и миро ...

Перспективные и новые методики оценки кредитоспособности
В России все большее распространение наряду с традиционными способами оценки кредитоспособности получает скоринг – кредитование, а также оценка кредитоспособности заемщика на основе интеллектуального анализа данных Data Mining (с использо ...

Порядок определения кредитоспособности ссудозаемщиков в учреждениях Сбербанка РФ
Методика определения кредитоспособности заемщиков закреплена в Инструкции Сбербанка РФ «О кредитовании юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 26.10.93г № 26-р и «Правилах кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка РФ» от 10 ...