Контроль за валютными операциями

Страница 2

Согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» в настоящее время в Российской Федерации действуют следующие валютные ограничения: 1) использование единых форм учета и отчетности по валютным операциям в установленные сроки и в установленном Центральным банком порядке (ч. 4 ст. 5); 2) запрет осуществления валютных операций между резидентами (п. 1 ст. 9); 3) осуществление между нерезидентами валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 10); 4) осуществление валютных операций между нерезидентами через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 10); 5) купля-продажа иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11); 6) осуществление резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (п. 4 ст. 12); 7) открытие нерезидентами банковских счетов (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках (п. 1 ст. 13); 8) осуществление расчетов физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках (п. 3 ст. 14); 9) требование о репатриации выручки от экспорта и ввозе товаров по импорту в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (ст. 19); 10) требования к перемещению наличной валюты и валютных ценностей через границу (ст. 15).

Вместе с тем следует отметить, что закрепление или отмена отдельных валютных ограничений в правовом регулировании валютных отношений непосредственно корректирует функционирование самого механизма валютного контроля. Во-первых, как подчеркивают специалисты, являясь мерами процессуального принуждения, их применение сопровождается дополнительными обременениями организационного характера для резидентов и нерезидентов как участников валютных правоотношений[8], что, очевидно, обуславливает появление иных объектов для контроля. Во-вторых, требования должного поведения резидентов и нерезидентов, закрепленные в рамках тех или иных валютных ограничений, по своей сути опосредуют применение в механизме валютного контроля различного набора специальных мероприятий.

Тем не менее, анализ соответствующих статей ныне действующего валютного законодательства позволяет определить, что валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения[9].

В-третьих, проявление государственного воздействия в механизме валютного контроля выражается посредством функционирования структурно оформленной системы субъектов контроля — специально уполномоченных органов власти.

Структура системы субъектов контроля по действующему валютному законодательству является трехуровневой: Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Вместе с тем качественное функционирование механизма валютного контроля определяется не самим внешним оформлением структуры системы специальных субъектов и тем более не совокупностью контрольных полномочий каждого из субъектов, а исключительно границами внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает существование некой субординации между ними, нередко имеющей характер подчиненности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Законодательство по кредитованию в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его несовершенством
В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка и иных подзаконных актов. Важнейшими законами, регулирую ...

Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы публично-правового статуса Центрального ба ...

Правовые основы деятельности коммерческих банков
Банковская деятельность попадает под действие как общих законодательных актов по стране, так и специальных. Банковское законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской ...