Банки как субъекты рыночных отношений

Материалы » Банковские риски » Банки как субъекты рыночных отношений

Страница 1

Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законодательством.

Банк, как и любое отдельное предприятие, является самостоятельным субъектом, обладает правами юридического лица, производит и оказывает услуги. Банк, как и любое предприятие, удовлетворяет потребности общества в своих услугах, стремится к получению прибыли, удовлетворения на её основе интересов членов коллектива и собственников банка. Банк как предприятие может осуществлять любые, не противоречащие закону и его Уставу, виды хозяйственной деятельности; на проведение банковских операций банк должен иметь соответствующую лицензию.

Но вместе с общими чертами банки, как предприятия, имеют отличительные особенности. Банк, во-первых, действует в сфере обмена как торговое предприятие, он торгует особым видом товара - деньгами. Как посредническое предприятие, банк обеспечивает возможность осуществления сделки по перераспределению средств между кредитором и заёмщиком на взаимовыгодных условиях.

Банк также является и кредитным учреждением, которое может одновременно выступать в качестве кредитора и в качестве заёмщика, а в каждый отдельный момент быть либо тем, либо другим субъектом. Кроме того, банк может осуществлять биржевые операции, торговать ценными бумагами [1,с.86].

Особенность банка заключается среди прочих моментов в том, что продукт его деятельности может получать отражение как на стороне активов, так и на стороне обязательств банковского баланса, а также в забалансовых счетах.

Особенность банковских услуг состоит в том, что они носят свойство самовозрастающей стоимости. Ресурсы, полученные от вкладчиков, не бесплатны для кредитного учреждения, поэтому они должны быть использованы так, чтобы не только возвратить их владельцам, но и получить приращение, достаточное для уплаты процентов по вкладам, компенсации расходов и получения хотя бы минимальной прибыли. Банк как экономическое предприятие - это всегда хозяйствующий субъект.

Банк - это торговое предприятие.

Коммерция в банковской сфере базируется на определённых принципах. Главный среди них - принцип прибыльного хозяйствования, достижение возможно большей прибыли. Второй принцип банковской коммерции умещается в краткую формулу: "Подешевле купить - подороже продать". Принцип банковской коммерции предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях и меньшей его собственной доли в пассивах [1,с.87].

Основой основ стратегии банка являются следующие принципы:

как можно дешевле приобрести капитал;

продать капитал и услуги по рентабельной ставке;

снизить риск потерь путём:

отбора надёжных клиентов и получения гарантий;

диверсификации операций и освоения различных рынков ссудного капитала.

Предпосылкой реализации целей банковской коммерции является безопасность банковской деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше безопасность банка и меньше риска. Тем не менее, банк - это всегда рисковое предприятие.

Банк как экономическое предприятие может рисковать своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом клиента, его прибылью. Банковская коммерция должна действовать по принципу: всё для клиента. В главном это означает, что банк несёт полную ответственность за клиента, обеспечивает его прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным компонентом стратегического управления деятельностью банковских учреждений является стратегия рисков. Риск - специфическая черта процесса реализации банковского товара - передача на время, на срок права владения и использования части ссудного фонда и инфраструктурных услуг, необходимых для эффективного использования этой части.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основные виды потребительского кредита
Потребительский кредит на неотложные нужды - это наиболее универсальный вид потребительского кредита, предоставляемый банками физическим лицам. Понятие "неотложные нужды" может толковаться потенциальными заемщиками довольно-так ...

Термины аукционов
Аукцион (от лат. auctio – продажа с публичного торга) – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. То ...

Политика открытого рынка
Политикой открытого рынка называют куплю-продажу ценных бумаг Центральным банком с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, что бы регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вы ...