Контроль за валютными операциями

Страница 1

Успешная реализация валютной политики в современной России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля.

Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или иное явление. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует (или должно существовать)[5].

Вместе с тем, как и любая управленческая деятельность государства, контроль в сфере валютных отношений, на наш взгляд, реализуется посредством специфического механизма. В целом термин «механизм» для управленческих категорий обычно применяется в следующем смысле: система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности.

При этом механизм — это не только способ организации, но еще и способ функционирования, выражающийся в выдвижении и обосновании целей, создании и развитии управляющей системы, призванной осуществлять в ходе управленческого процесса достижения целей. В широком смысле механизм — процесс согласованного воздействия субъектов на явления окружающей социальной действительности.

Следовательно, будучи одним из инструментов государственного управления, механизм валютного контроля можно представить как организационно-правовую систему целенаправленного государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Представляется, что сущность механизма валютного контроля наиболее полно отражают следующие особенности.

Устройство и действие механизма валютного контроля основывается на определенных принципах, т.е. руководящих идеях, которые выражают сущность и специфику обозначенного механизма. При этом, учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Так, ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет следующие принципы валютного контроля:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Следует отметить, что государственная регламентация порядка и совершения валютных операций в Российской Федерации, т.е. валютное регулирование, обуславливает самостоятельность и специфику предмета валютного контроля, которым являются валютные операции и сделки.

Важно подчеркнуть, что наиболее «жестким» и эффективным инструментом валютного регулирования в Российской Федерации как показывает практика, являются валютные ограничения. Валютное ограничение представляет собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществление ими валютных операций за рубежом[6].

Однако, по мнению Н.А. Сатаровой, в ряде случаев место прямых валютных ограничений занимают скрытые валютные ограничения, которые могут не иметь характера административно-правовых запретов. Их действие может быть основано на регулирующих и стимулирующих началах. Несмотря на то что такого рода ограничения выявить затруднительно, в валютной сфере они имеют определенное место[7].

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

События апреля-июля 2004 года. Ход кризиса доверия
Началом кризиса можно считать скандал, разгоревшийся вокруг двух средних по размеру капитала частных коммерческих российских банков: Содбизнесбанка и банка Кредиттраст. Разберем этот момент подробнее. До 2002 года Содбизнесбанк принадлежа ...

Размер ежемесячной страховой выплаты
Размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в соответствии со ст. 12 Закона №125-ФЗ и определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособн ...

Краткая экономическая характеристика филиала ОАО «Белагропромбанк» – Гомельское областное управление
Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» был зарегистрирован в Национальном банке Республики Беларусь 3 сентября 1991 г. В 1992 году банком получена генеральная лицензия на совершение операций в иностранной валюте; впервые открыты ...