Совершенствование форм и методов социального страхования осужденных

Материалы » Формы и методы социального страхования осужденных » Совершенствование форм и методов социального страхования осужденных

Страница 2

Регулирование социального страхования временной нетрудоспособности до сих пор базируется на архаичных правилах исчисления непрерывного трудового стажа вместо заявленного в федеральном законе страхового стажа.

Система обязательного медицинского страхования является страховой только по форме, а не по существу. Фактически она представляет собой государственную систему медицинского обеспечения по минимальным стандартам. В этой системе задействовано, на наш взгляд, «лишнее звено» – страховые медицинские организации, деятельность которых носит посреднический характер. В то время, как Законом об основах обязательного социального страхования посредническая деятельность в этой сфере не допускается, медицинские страховые организации функционально необходимы в системе добровольного медицинского страхования.

Если обратиться к пенсионному страхованию, то «принудительная» (обязательная) накопительная часть пенсии не имеет под собой правового обоснования, правового принципа начисления. Если базовая часть пенсии основана на принципе гарантированного государством минимального дохода, страховая часть пенсии – на принципе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов, то накопительная часть пенсии, видимо, представляет собой, весьма необоснованную, на наш взгляд, рецепцию зарубежного опыта. Речь идет о получивших в последние годы распространение системах обязательных пенсионных сбережений.

Недостатки этой системы очевидны – отсутствие гарантированности будущих пенсий. Полагаем, что предусмотренная в российском законодательстве о трудовых пенсиях накопительная часть пенсии не имеет страховой природы и соединение ее с остальными частями трудовой пенсии весьма эклектично и не имеет под собой правового обоснования.

Таким образом, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» как основополагающий нормативный акт должен иметь приоритет в системе федеральных законов по отдельным видам обязательного социального страхования, а последние должны приниматься, дополняться, изменяться во исполнение названного Федерального закона, на основании предусмотренных основных принципов осуществления обязательного социального страхования. В этой связи названный закон нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Исторически социальное страхование, как форма социального обеспечения, связывается с добровольными системами самострахования и взаимопомощи лиц наемного труда. Позднее, с вмешательством государства в регламентацию отношений труда и капитала, появляются обязательные формы социального страхования, когда государство законодательно обязывает определенные группы населения страховать себя или третьих лиц от того или иного вида социального риска. Если же страховыми организациями являются государственные структуры, то речь идет о государственном социальном страховании. Таким образом, существующие сегодня во многих развитых странах системы социального страхования основаны на единстве и взаимодействии добровольных и обязательных (в том числе государственных) систем страхования. Эта дает основания утверждать, что государственные и дополнительные частные системы социального страхования рассматриваются на Западе как единая по существу схема достижения намеченного уровня социальной защиты населения.

В настоящее время за рубежом используются, главным образом, две формы добровольного социального страхования. Первая связана с организацией социального страхования, главным образом пенсионного, самим работодателем. В организационном отношении аккумуляция средств может осуществляться работодателем или на основе прямого финансирования (специальные резервы в балансах предприятий, самоуправляемые фонды) или на базе трастовой собственности. Практикуется эта система обычно в странах с развитой коллективно-договорной структурой (Канада, США, Япония и др.).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме: