Совершенствование форм и методов социального страхования осужденных

Материалы » Формы и методы социального страхования осужденных » Совершенствование форм и методов социального страхования осужденных

Страница 1

При совершенствовании форм и методов социального страхования осужденных важнейшим условием является учет как прошлого отечественного опыта, так и уже наработанного развитыми странами опыта правового регулирования социального страхования осужденных. Создание эффективного механизма социального страхования осужденных предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений.

Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности регулирования социально-обеспечительных отношений. На наш взгляд, это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования осужденных. Национальная специфика форм и методов социального страхования осужденных обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования осужденных не принесет ожидаемых результатов.

Созданная в советский период система социального обеспечения осужденных строилась на концепции единого государственного гарантированного социального обеспечения.

Реформирование экономики с начала 90-х годов, переход к рыночным механизмам привели к отказу государства от существовавшей единой всеобщей государственной системы социального обеспечения. Были восстановлены страховые фонды: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости (ФЗ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). На рубеже XX и XXI вв. в российском социальном законодательстве обособились две основные организационно-правовые формы социальной защиты: 1) государственная социальная помощь[21], 2) обязательное социальное страхование[22]. Были приняты законы, которые носили общий характер, являясь, по сути, особой формой систематизации законодательства – основами законодательства о государственной социальной помощи и обязательном социальном страховании. Кроме того, легализован переход от распределительной пенсионной системы к смешанной – распределительно-накопительной.

В развитых капиталистических странах процесс социализации общественных отношений занял практически столетие, постепенно складывался и правовой механизм сотрудничества государства, работодателей и работников в социальной сфере. В этом механизме с очевидностью просматриваются три основных направления социального обеспечения:

1. государственная помощь лицам, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить свое существование, оказываемая за счет общей налоговой системы;

2. обязательное государственное социальное страхование, финансируемое на принципах трипартизма или бипартизма;

3. системы добровольного социального страхования работников и предпринимателей (работодателей).

Весьма положительно можно оценить принятие Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», который призван обеспечить унификацию систем (видов) обязательного страхования. Между тем, эта «благая идея» не получила дальнейшего развития в законодательстве о социальном страховании. Фактически каждый из видов обязательного социального страхования «избирает свою особую судьбу» и, как следствие, прослеживается значительная разобщенность, рассогласование законодательства по отдельным видам социального страхования. Система социального страхования развивается разрозненными частями.

Так, предусмотренный вышеназванным федеральным законом социальный страховой риск потери работы (признание безработным) с 2001 г. утратил страховую природу и выведен из системы обязательного социального страхования. Внебюджетный государственный фонд занятости прекратил свое существование, социальное обеспечение безработных финансируется из средств государственного бюджета.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Соотношение обязательств имущественного и личного страхования
Обязательства имущественного и личного страхования традиционно различаются «по роду страхуемых опасностей[32]» или по признакам наличия или отсутствия материальных убытков у страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица.[33] ...

Действие экономических нормативов
В настоящее время Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004г №110-И "Об обязательных нормативах банков" установлено 9 обязательных нормативов. Эти нормативы призваны контролировать деятельность банков по важнейшим направлениям, что сл ...

Банковские риски в Казахстане
По международным меркам банковский сектор Казахстана относительно не велик по размерам и характеризуется высокой степенью концентрации. Большинство банков Казахстана - частные, в собственности государства остаются только Жилстройсбербанк ...