Страхование автотранспортных рисков связано с глубокими экономическими и социальными изменениями, происходящими в обществе в связи с массовой автомобилизацией, ростом парка автомобилей и интенсивности дорожного движения, а также огромными материальными потерями в результате дорожно-транспортных происшествий.
Мировое сообщество выработало универсальное средство по возмещению личного и имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, пострадавшим на автомобильных дорогах, – автострахование, которое покрывает риски убытков не только участников транспортного процесса от неблагоприятных для них обстоятельств, но и третьих лиц, случайно оказавшихся жертвами ДТП.
Среди всех видов транспорта особое место принадлежит автомобильному, способному с наибольшей эффективностью обеспечивать удовлетворение потребности внешнеторговых фирм в перевозках грузов. Быстрыми темпами развиваются грузовые автотранспортные перевозки, как внутри страны, так и в международных сообщениях. В республике по объемам перевозок грузов автомобильный транспорт превосходит все другие виды транспорта вместе взятые. Ежегодно увеличиваются объемы международных пассажирских перевозок, растет международный автотуризм, что способствует росту ДТП и несчастных случаев, потерь при перевозке грузов. В конечном итоге это приводит к большим моральным и социальным утратам в обществе. Одной из важнейших проблем создания полномасштабного страхового рынка в Беларуси является формирование современной законодательной базы, основанной на изучении и взвешенном использовании опыта мировых стандартов, обеспечивающих сбалансированность интересов страхователей и страховщиков в проведении страховых операций.
Введение обязательного страхования автогражданской ответственности и вступление Республики Беларусь в международную систему «Зеленая карта» требует неотложного решения проблем, существующих в страховании автомобильного транспорта.
Вышеизложенное и предопределило выбор темы и обусловило цель дипломной работы.
На страховом рынке республики наиболее динамично развивается сектор страхования средств автотранспорта, как личного, так и находящегося на балансе предприятий. Этому способствовало введение в 1999 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятия Республики Беларусь в европейскую систему страхования «Зеленая карта» в 2003 году.
Автомобильный транспорт является одним из основных элементов экономического потенциала страны. Автомобилизация имеет большое значение для развития экономики и социальной сферы, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, способствует становлению и развитию рыночных отношений, международных социально-экономических связей. Вместе с тем, наблюдается рост негативных последствий развития автомобилизма. Это относится к гибели людей на автомобильных дорогах в результате ДТП и росту социальной напряженности в обществе в связи с угоном и кражей автомобилей.
Мировое сообщество, однако, выработало универсальное средство по возмещению личного и имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, пострадавшим от угона или кражи транспортного средства, – автострахование, которое покрывает риски убытков не только участников транспортного процесса от неблагоприятных для них обстоятельств, но и третьих лиц, оказавшихся жертвами ДТП. Учитывая состояние и перспективы развития автомобилизации в Республике Беларусь, а также зарубежный опыт страхового дела, можно с уверенностью сказать, что автострахование занимает одно из ведущих мест среди других видов страхования. Удельный вес взносов по операциям страхования автомобильного транспорта в объеме страхового рынка составляет более 40%, автогражданское страхование на сегодняшний день формирует до 80% страхового портфеля страховых организаций, работающих на рынке автотранспортного страхования.
- Экономическая сущность страхования ответственности
- Система «Зеленая карта»
- Юридические основы проведения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Республика Беларусь в системе «Зеленая карта»
- Заключение договора страхования «Зеленая карта»
- Прекращение, переоформление договора страхования «Зеленая карта»
- Урегулирование страхового случая по договору страхования «Зеленая карта»
- Общая характеристика ЗАСО «ТАСК»
- Анализ итогов страховой деятельности ЗАСО «ТАСК» за период с 2005–2007 гг.
- Структура и динамика страховых выплат ЗАСО «ТАСК»
- Заключение
Статьи по теме:
Сущность банков
Для начала нужно разобраться, что такое банк. Вот одно из определений:
Банк – это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физич ...
Индексный метод
Для анализа кредитных вложений и их динамики широко используют такой статистический метод, как индексный.
Индексный метод позволяет проанализировать факторы изменения скорости оборачиваемости операций. В этом случае применяются индексы с ...
Правила страхования строений.
Страховая оценка строений, условия страховых возмещений при страховании
строений
В страховании обязательно наличие двух сторон: страховщика и страхователя. Кроме того, участниками страховых отношений могут выступать застрахованный, выгод оприобретатель, лицо, назначенное для получения страховой суммы, т.е. третьи лица ...