Республика Беларусь в системе «Зеленая карта»

Страница 1

Первоначально обязательное страхование владельцев автотранспортных средств по системе «Зеленая карта» действовало в 13 странах, в конце 70-х годов их количество увеличилось до 23. В системе состояли Австрия, Бельгия, Чехословакия, Дания, Финляндия, Франция, ФРГ, Великобритания, Ирландия, Греция, Венгрия, Италия, Люксембург, Голландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния. Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Югославия.

На 1 сентября 1995 года Универсальный договор объединял 37 государств, в том числе 18 западноевропейских, 7 ближневосточных, африкагнских и других стран, а также 11 бывших социалистических государств.

В 1996 году к ним присоединилась Эстония. На сегодняшний день система «3 еленая карта» включает национальные бюро 45 стран. В 2003 году членом Международной системы «Зеленая карта» стала Республика Беларусь.

До вступления Республики Беларусь в систему «Зеленая карта» ситуация в стране с куплей-продажей страховых сертификатов «Зеленая карта» работало не на нашу экономику. Ни один белорусский автомобиль не мог пересечь западную границу Беларуси без «Зеленой карты». Естественно, что за неимением собственных сертификатов карт отечественные страховые компании продавали водителям-международникам «3 еленые карты» иностранных страховщиков. В связи с этим ежегодный отток иностранной валюты за рубеж, по оценкам некоторых специалистов, составлял около 5 миллионов долларов. Желание белорусских страховых организаций изменить такую ситуацию и послужило поводом для подачи Белорусским бюро по транспортному страхованию заявления в Совет Бюро «Зеленой карты» о желании получить статус члена данной организации.

В мае 2002 года на Генеральной Ассамблее членов системы «Зеленая карта» Белорусское бюро по транспортному страхованию было принято в транзитные члены системы. С 1 января 2003 года белорусское членство в системе было активировано. Но для того чтобы организовать выпуск сертификатов карт в нашей стране, бюро необходимо было завершить выполнение ряда финансовых обязательств и организационных условий перед системой «Зеленая карта».

Финансовые обязательства включали, прежде всего, размещение банковского депозита в размере 3 миллионов евро в западноевропейском банке. Депозит необходим как гарантия выполнения обязательств перед иностранными партнерами по выданным белорусским «Зеленым картам». Пользуясь рекомендациями Совета Бюро «Зеленой карты», для размещения депозита белорусское бюро выбрало немецкий «Cmmerzbank». Необходимые для внесения на депозит средства аккумулируются бюро за счет вступительных взносов страховых организаций, которые изъявили желание продавать белорусскую «Зеленую карту», и, частично, за счет полученного займа. После того, как в банке были размещены все деньги, банк выдал в пользу Совета Бюро «3 еленой карты» банковскую гарантию установленной формы.

Вторая часть финансовых обязательств – это подписание программы перестрахования, также с ведущими западноевропейскими перестраховочными организациями.

Лимит ответственности за рубежом, то есть та минимальная величина, на которую автовладелец обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами и в пределах которой страховщик в соответствии с заключенным договором возмещает потерпевшему вред, весьма значителен. В некоторых западноевропейских странах лимиты достигают миллиона евро, а в некоторых – и вовсе не ограничены. Особенно это касается тех случаев, когда наносится вред жизни или здоровью человека.

В случае, когда сумма возмещения вреда превышает установленные лимиты ответственности, потерпевший или его наследник вправе предъявить лицу, причинившему вред, иск о возмещении вреда на сумму, превышающую указанные лимиты.

К определению лимита ответственности каждая страна подошла по своему. По обязательным для всех стран-членов «Зеленой карты» нормам, минимальная планка страхового покрытия по жизни и здоровью составляет 300 тыс. евро, если пострадал один человек, и 500 тыс. евро, если пострадавших несколько, а по имуществу – 100 тыс. евро. При этом в каждой стране установлены свои лимиты ответственности – как правило, они значительно выше минимальных требований и исчисляются миллионами евро. Например, в Польше лимит ответственности по полису «Зеленая карта» составляет 1,5 млн. евро, если вред нанесен жизни и здоровью, и 300 тыс. евро – по имущественному ущербу. В ряде стран, таких как Бельгия и Франция, лимиты по жизни и вовсе не ограничены. В Чехии, Словакии и Венгрии установлено обязательное неограниченное покрытие, то есть полис страхования автогражданской ответственности там всегда и полностью покрывает причиненный третьим лицам ущерб. В Хорватии и Словении минимальное покрытие сопоставимо с реальной стоимостью послеаварийного ремонта автомобиля и ценой медицинских услуг. А вот в Латвии и в Украине установленный уровень минимального покрытия крайне низок и не обеспечивает потерпевшим надлежащего возмещения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

ТрансКредитБанк
ТрансКредитБанк, ведущий Банк Группы, был создан 4 ноября 1992 года как закрытое акционерное общество, 21 апреля 2000 года был реорганизован в открытое акционерное общество в соответствии с законодательством РФ. Банк имеет генеральную ли ...

Проблемы и перспективы развития потребительского кредита
В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески старают ...

Место и роль страхового рынка в финансовой системе
Экономическая категория страхового рынка является составной частью категории финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением доходов и накоплений, то страховой рынок охватывает только сферу перераспред ...