Юридические основы проведения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Материалы » Обязательное страхование гражданской ответственности "Зеленая карта" в РБ » Юридические основы проведения страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страница 1

Нормативные источники, регулирующие страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств условно можно подразделить на международные и национальные нормативные акты.

Международное право связывает страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств с необходимостью защиты интересов третьих лиц в случаях причинения им ущерба. Эти обязанности предусмотрены Конвенцией «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», принятой комиссией ООН по экономическим вопросам, которая получила реализацию в ранее принятой системе «Зеленая карта».

Защиту интересов потерпевших, связанную с использованием источников повышенной опасности, преследуют и нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, которые исходят из того, что если кому-либо нанесен ущерб, он подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, достаточно ли для этого средств у причинителя вреда. При этом, «законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя» [ст. 933 ГК РБ], за исключением случаев, если юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использованием транспортных средств) не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего [ст. 948 ГК РБ].

Для возложения ответственности достаточно три условия:

- наступление вреда;

- противоправность поведения причинителя вреда;

- наличие причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, как уже отмечалось, отвечает и при отсутствии вины, в том числе и за случайное причинение вреда. Именно поэтому, ответственность за вред, причиненный транспортным средством, называют повышенной.

Наличие данных норм в законодательстве большинства государств, заставило их принять законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такая возможность установлена и в Гражданском Кодексе Республики Беларусь: «законодательными актами на указанных в них лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц» [ст. 825 ГК РБ].

Основываясь на данной норме права, а также в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь, в целях усиления имущественных и иных интересов потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях, Декретом Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №8 от 19.02.1999 г. введено с 1 июля 1999 г. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Беларусь.

В целях обеспечения всеобщности страхования, а также адекватной страховой защиты для всех участников дорожного движения, в соответствии с вышеназванным Декретом, на субъектов, использующих в дорожном движении транспортные средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств, накладывается штраф. При этом наложение штрафа не освобождает владельцев транспортных средств от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств.

Контроль за исполнением обязанности заключать договоры, а также право на применение санкций и осуществление производства по делам о вышеназванных правонарушениях, возложен на уполномоченных должностных лиц органов Государственной автомобильной инспекции МВД, таможенные органы Республики Беларусь и Министерство транспорта и коммуникаций.

Условия и порядок проведения обязательного страхования определяются законодательными актами Республики Беларусь об обязательном страховании. Поэтому, помимо Декрета, которым введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Президентом Республики Беларусь был принят Указ №100 от 19.02.1999 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым создано Белорусское Бюро по транспортному страхованию, принято «Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В настоящий момент действует Указ Президента Республики Беларусь №530 от 25.08.2006 г. «О страховой деятельности».

Основными функциями, возложенными на Белорусское бюро по транспортному страхованию, является организация проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, аккумуляция денежных средств в гарантийные фонды и рассмотрение претензий, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Современная ситуация на рынке ипотечного кредитования и основные тенденции развития
По информации ПФР всего с 11 января 2009 года Пенсионный фонд принял более 90 000 обращений граждан, проявивших интерес к возможности улучшения жилищных условий за счет средств материнского капитала. Это составляет почти 10% от общего кол ...

Основные инструменты хеджирования
Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин «хеджирование», то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и ...

Банковские проверки
Банковские проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров (включая определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении провер ...