Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Материалы » Банковская система Республики Беларусь » Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Страница 13

Решение о ликвидации в административном порядке, т.е. по решению Правления Национального банка, в соответствии со ст. 103 БК может быть принято только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Перечень оснований ликвидации по решению регистрирующего органа в настоящее время содержится в акте общего законодательства, а именно, в Положении о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Таковыми, в частности, применительно к банкам являются: нарушение сроков регистрации акций в случае создания банка в форме АО, нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, а также неосуществление предусмотренной учредительными документами предпринимательской (банковской) деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление Национальному банку и налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

Ликвидационная комиссия создается органом, принявшим решение о ликвидации. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния банка и удовлетворяет требования вкладчиков и кредиторов банка в порядке очередности, установленной ст. 105 Банковского кодекса:

- в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;

- во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате выходных пособий;

- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

- в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;

- в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;

- в седьмую очередь - требования всех остальных кредиторов.

Требования вкладчиков и кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяется после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия подает иск о банкротстве банка. Процедура банкротства осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве [29, с.8].

В отличие от ликвидации при реорганизации банков, по общему правилу, осуществляется переход прав и обязанностей в порядке правопреемства. В связи с этим в соответствии со ст. 102 Банковского кодекса при реорганизации банков путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданному банку переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные банки. При разделении и выделении Национальный банк решает вопрос о выдаче лицензий образованным в результате такой реорганизации банкам, принимая во внимание лицензии, на основании которых действовал реорганизованный банк.

Реорганизация банка может быть осуществлена по решению учредителей (участников), а в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (7, п. 67).

Банковским законодательством установлены специфические особенности реорганизации банков в той или иной форме.

В частности, слияние возможно только банка с банком, при добровольном слиянии только с письменного разрешения Национального банка, присоединение банка допускается только к другому банку (присоединиться же к банку может как банк, так и небанковская кредитно-финансовая организация).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Статьи по теме:

Государственные меры стимулирования рынка кредитования МСБ
Финансовый кризис в России остро поставил проблему диверсификации экономики и ухода от сырьевой модели. В развитых странах подавляющая доля валового внутреннего продукта создается предприятиями, относящимися к малому и среднему бизнесу (М ...

Необходимость и предпосылки проведения инвестиционной деятельности
В соответствии с Законом РФ от 31.12.97 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий ( ...

Организационная структура Сбербанка
Сбербанк России по форме организации является акционерным банком открытого типа. Учредитель и основной акционер Банка – Центральный Банк. По состоянию на дату закрытия реестра акционеров, Банку России принадлежит 60,3% голосующих акций и ...