Тенденции мирового рынка факторинга

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления » Тенденции мирового рынка факторинга

Страница 2

График №2. Темпы роста рынка факторинга, %

Источник: FCI

Основная тенденция мирового рынка факторинга — стандартизация продукта. До конца XX века было очень мало сетевых факторинговых компаний, т.е. компаний которые имели бы в разных странах своих офисы. Сейчас крупные компании начали скупать более мелкие за рубежом и открывать свои филиалы. Соответственно, вслед за зарубежной экспансией из основных центров факторингового мира происходит распространение знаний и ноу-хау.

Факторинговый бизнес на сегодняшний день один из самых рентабельных, темпы роста по всему миру колоссальные. Факторинговые компании с мировыми именами сейчас активно осваивают рынки стран Восточной Европы. Эти компании большое внимание уделяют страховым рискам региона, в котором планируют создать дочернюю компанию.

В России до сих пор не сняты противоречия в Гражданском Кодексе относительно субъекта факторинговых операций. Россия не ратифицировала ни одну международную конвенцию о факторинге. Для иностранного инвестора трудности создают противоречия с законодательной стороны: согласно статье 43 ГК РФ для того, чтобы заниматься факторингом, нужна лицензия, но в Федеральном Законе № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ничего не написано об органе, который бы выдавал эти лицензии. Часть компаний работает по банковской лицензии, другая часть ее не имеет. В судах правоохранительная практика разная.

Факторинг применяется в разных странах мира, при этом степень его распространенности значительно колеблется. На Западную Европу приходится 70% факторингового рынка. В Восточной Европе факторинг развивается бурными темпами, но пока составляет всего 1,5% от Западной Европы. Рынок находится в начальной стадии развития. Наиболее конкурентоспособный из стран Центральной и Восточной Европы рынок в Польше и Чехии.

В настоящее время ЕБРР начал программу по развитию факторинга в разных странах Восточной Европы. Организация финансирует услуги консультантов. На каждую страну выделено по 200 тысяч евро. Между консультантами проводится тендер за право консультировать банк или того, кто хочет создать факторинговую компанию. Для последних — это бесплатно, но они должны предоставить обоснование своего стремления развивать факторинг в своей компании. Однако деньги связанные, так если на Украину выделяются деньги голландского правительства, то, соответственно, консультантами должны быть голландцы, на Сербию — итальянского, соответственно, там должны быть итальянцы. Пока речь идет об Украине, Казахстане, Сербии. На очереди — Грузия, Молдавия, Россия.

В Соединенных Штатах Америки или Японии, которые являются экономически мощными странами, факторинг менее развит. Ситуация с факторингом в разных странах Западной Европы различается. Разные продукты и услуги являются локомотивами, движущими силами. Есть страны, где международный факторинг превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование, причина в том, что факторинг — молодая отрасль и во многом зависит от лидера рынка. В каждой из стран есть ярко выраженные одна-две-три компании, которые, в общем-то, ведут за собой всех остальных. В Великобритании — это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции — Eurofactor, GE Factofrance. В нашей стране —НФК, "Еврокоммерц". Очень многие игроки отмечают, что почти все банки, развивающие у себя факторинг, заимствовали разработки НФК. К тому же многое находится в открытом доступе на сайте банка.

В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", объем бизнеса факторинговых компаний и банков (в дальнейшем будем называть их Факторами) составляет порядка $5,5-5,7 млрд. За 2005 г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза (диаграмма №2).

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент — фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если в ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008 г. его оборот составит не менее $40 млрд., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

Диаграмма №2. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков.

Вывод: Раньше организации, которые занимались факторингом, не могли достаточно адекватно оценить риски своих контрагентов, поэтому работали в основном с крупными компаниями или компаниями-дебиторами, являвшимися клиентами банка.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме: