Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование

Страница 5

Банковское право станет более упорядоченным и приобретет нужную ему стабильность, если будет принят Банковский кодекс Российской Федерации. Тогда появится стабильность в правовом регулировании банковских отношений и банковской системы, повысится доверие к ней со стороны вкладчиков и инвесторов. Но пока его отсутствие позволяет постоянно менять нормативные акты, которые регулируют существенные стороны банковской деятельности. В ряде случаев банковская система оказывается в условиях правовой неопределенности.

До сих пор все усилия в этом направлении ограничивались главным образом организационными вопросами совершенствования самой банковской системы. Ее необходимо совершенствовать, не забывая об улучшении банковского права.

Нормы банковского права должны быть согласованы между собой и адекватно изложены в источниках банковского права. От того насколько совершенны формулировки правовых норм, зависит правильность принимаемых решений субъектами банковских отношений.

Банковское право создает условия для реализации гражданского права.

Ведь, как мы уже знаем, банковская операция - это форма осуществления банковской сделки. Поэтому недостатки в юридической регламентации банковских операций в конечном счете препятствуют нормальному взаимодействию кредитных организаций со своими клиентами.

Банк России издает нормативные акты, в которых содержатся правила совершения банковских операций. А потому вопрос о системности в правотворческой деятельности Банка России непосредственно связан с эффективностью банковской деятельности в целом. Основная масса норм, регулирующих банковские операции, создается Банком России. Поэтому от качества подготовки нормативных актов во многом зависят результаты деятельности кредитных организаций, и в конечном счете - само состояние банковской системы.

Юридическая техника его нормативных актов нуждается в совершенствовании. Только слишком большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. А бывает и так, что в нормативный акт вносятся изменения, а имеющиеся противоречия в этом же акте остаются. И не только противоречия, но и ссылки на отмененные нормативные акты, на деятельность департаментов, которых нет или которые уже реорганизованы.

В Инструкцию Банка России от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства»[24] 16 декабря 2003 г. были внесены изменения. Казалось бы, заодно можно было бы внести изменения и в другие статьи этой же Инструкции, по крайней мере там, где делаются ссылки на отмененные нормативные акты, на департаменты, которые называются иначе, чем в Инструкции. Но никакие изменения не были внесены, и отмененные нормы остались в этой Инструкции по состоянию на декабрь 2004 г. В частности, в п. 2.2.3 Инструкции сделана ссылка на письмо Банка России от 28 мая 1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков», в то время как оно было отменено еще в 2000 г. Вместо него действует Указание Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Тем более, что письма Банка России в законодательстве не предусмотрены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме: