Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование

Страница 2

Комитет банковского надзора Банка России[22] (далее - Комитет) является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством РФ.

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он принимает, в частности, решения по вопросам введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России[23]. Помимо прочего, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

К компетенции Комитета относятся также вопросы, связанные с осуществлением:

регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе с совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Конечно, конкретные полномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России.

Согласно ст. 7 Федерального закона Банк России принимает нормативные акты по тем вопросам, которые входят в его компетенцию. Она обусловлена закрепленными в Федеральном законе целями его деятельности (ст. 3) и проявляется в его функциях (ст. 4). Юридически эти функции обеспечены определенными полномочиями, закрепленными там же. Причем его полномочия закреплены не только в статьях Федерального закона, но и в ряде статей других федеральных законов.

Как уже говорилось, для понимания нормотворческой деятельности Банка России нужно принимать во внимание правовой статус Банка России. Банк России подотчетен Государственной Думе и не подчинен Правительству РФ. Поскольку Банк России не относится к органам исполнительной власти, то он не вправе принимать нормативные акты по вопросам гражданского права (в ст. 3 ГК РФ он не назван в числе тех, кому предоставлено такое право). Соответственно, он не имеет права регулировать гражданско-правовые сделки между кредитными организациями и их клиентами.

Федеральным законом (ст. 57) ему предоставлено, помимо прочего, право устанавливать обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банковская деятельность регулируется федеральными законами и подзаконными нормативными актами - нормативными актами Банка России. Подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам.

Согласно общим требованиям Конституции РФ, Банк России должен принимать нормативные акты в соответствии с федеральными законами.

Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам имеет практический аспект. Так, например, в ст. 74 Федерального закона сказано, что «в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме: