Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование

Страница 4

Следует отличать нормативные акты Банка России от ненормативных актов. Как уже говорилось, во многих нормативных актах Банка России содержится значительный массив технологических норм. Часть из них вообще не считается юридическими нормами, хотя в целом их соблюдение регулируется нормами права. В Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России (п. 1.4) сказано, что не являются нормативными актами Банка России акты, которые содержат исключительно технические форматы и иные технические требования. Следовательно, Банк России дает возможность оспаривать им же применяемый нормативный акт. Нормативы, которые должна соблюдать кредитная организация под страхом применения к ней мер воздействия, - это не что иное, как технические нормы. Но они установлены Федеральным законом.

Норма права - правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение и адресованное персонально неопределенному кругу лиц. Поэтому если в письме под видом разъяснения нормативного акта фактически устанавливается правило поведения для кредитной организации, то такое письмо Банка России нарушает Федеральный закон. И в такой ситуации бывает вообще трудно понять, о чем идет речь. Загроможденная старыми (еще действуют даже некоторые письма Госбанка СССР 80-х годов) и новыми письмами Банка России вся эта масса писем растет без всякой разумной меры, затрудняя применение банковского законодательства и тем самым объективно создавая многочисленные лазейки для нарушителей банковских законов.

Хотя Федеральным законом письма Банка России не предусмотрены, их следует считать лишь актами толкования нормативных актов. Но, как уже говорилось, проблема будет решенной только тогда, когда о толковании банковского права будет сказано в Федеральном законе.

Все еще не решена проблема писем Госбанка СССР, устанавливающих нормы банковского права по таким вопросам, которые можно урегулировать нормативными актами Банка России, учитывая важность рассматриваемых в них вопросов. Например, архаичное письмо Госбанка СССР № 28 до сих пор регулирует открытие счетов в кредитной организации. Если вместо него будет принят новый нормативный акт, то возникнет ясность по многим вопросам открытия счетов в кредитной организации. Система банковских счетов, открываемых на основе договоров, должна быть четко урегулирована банковским правом. Пока же нет ясности в классификации этих счетов.

Кроме того, в Федеральном законе, наряду с уже закрепленными нормативными актами, следует регламентировать рекомендательные нормативные акты Банка России. На практике такую роль часто играют письма Банка России. Такая форма рекомендательных норм нежелательна. На практике из рекомендательных актов они превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечает фактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит это потому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом.

Банковское право нуждается в системном регулировании. Необходим четкий перечень источников банковского права, а его нормы должны обеспечивать необходимую стабильность. Между тем нормативных актов слишком много и они иногда принимаются неожиданно для участников этих отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Сущность расчетных отношений и принцип их организации в народном хозяйстве
Именно автономность кредитных и расчетных отношений и позволяет говорить о наличии особых обязательств по кредитованию и расчетам, выделяя их в конкретные виды договорных правоотношений. Их специфика проявляется в следующем. Во-первых, э ...

Современное состояние банковской структуры рф и ее основные проблемы
В последние годы российская банковская система интенсивно развивается, и в этом наметились положительные тенденции. Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес- ...

Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Развитие в Российской Федерации рыночных отношений предполагает самостоятельность и независимость товаропроизводителей при многообразии форм собственности. Оно означает также конкуренцию субъектов хозяйствования, формирование цен на основ ...