Управление процентной политикой

Страница 2

Главная цель банковского менеджмента в области процентной политики — контроль за процентной маржой, т.е. маржой между процентным доходом от активов, приносящих прибыль, и процентными расходами по обязательствам. Кроме маржи обращается внимание на спред, который является разницей между средневзвешенной ставкой, полученной по активам, и средневзвешенной ставкой, выплаченной по обязательствам. Оба показателя должны отражаться в отчете о доходах банка. При планировании они определяются методами прогнозирования. Наконец, в процессе управления процентным риском учитывается «гэп» (разрыв), что означает расхождение или несбалансированность активов и пассивов с фиксированной ставкой в данный период.

Управление процентной маржой требует тщательного и постоянного анализа изменений на рынке банковских операций, в том числе в экономике в целом и в процентных ставках. В условиях инфляции прогнозировать процентную ставку довольно сложно. Поэтому управление рисками должно быть направлено на балансирование портфеля активов банка по срокам. Но достигнуть сбалансированности портфеля оказывается трудно, если банк имеет на балансе активы и пассивы с фиксированной и плавающей ставками. В таком случае оценка перспектив изменения процентных ставок банку просто необходима.

Балансирование портфеля активов и пассивов по срокам позволяет банку установить процентный спред, т.е. нейтрализовать процентный риск. Однако иногда банки предпочитают риск неопределенного спреда, если несбалансированное соотношение сроков обещает большие доходы. Обычно это бывает тогда, когда экономисты не могут предсказать тенденции движения процентной ставки.

Среди факторов, влияющих на процентную маржу, можно указать:

• изменения в портфеле активов, включая соотношение кредитов и инвестиций, структуру сроков, риски, соотношение активов с фиксированной и плавающей ставками;

• изменения в структуре обязательств;

• изменения процентной ставки;

• изменения в цене активов (с фиксированными и плавающими ставками).

Управление «гэпом» можно определить как управление данными уровнями активов и пассивов, чувствительными к изменению процентной ставки.

В связи с управлением процентной политикой различают положительный и отрицательный «гэп».

При положительном «гэпе» активы с изменяющейся процентной ставкой превышают пассивы с изменяющейся процентной ставкой; с падением процентной ставки падает процентная маржа, с ростом процентной ставки маржа возрастает. При отрицательном «гэпе» пассивы с изменяющейся процентной ставкой превышают активы с изменяющейся процентной ставкой; с падением процентных ставок маржа растет, а с ростом процентных ставок — падает.

Уровень процентного риска, влияющего на процентную маржу и спред, зависит от величины разрыва и его направления, скорости и длительности изменения процентной ставки. Чтобы полнее использовать возможности управления «гэпом», банки стремятся:

· Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам и секторам хозяйства портфель активов; при этом предпочтение отдается ликвидным кредитам и ценным бумагам;

· разрабатывать оперативные планы управления активами и пассивами с учетом текущего состояния и прогнозов изменения тенденций движения процентных ставок;

· не связывать каждое изменение направления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

Рассмотрим возможные варианты банковской процентной политики.

Политика банка при низких процентных ставках

При низких процентных ставках (ожидается их рост) банк стремится увеличить сроки кредита, сократить объем кредитов с фиксированной ставкой, сократить сроки инвестирования, продать часть ценных бумаг, получить займы, закрыть кредитные линии.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Процедура эмиссии ценных бумаг
Эмиссия ценных бумаг — это установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Кратко выражаясь, эмиссия — это правовой порядок размещения ценных бумаг. По ...

Основные инструменты хеджирования
Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем термин «хеджирование», то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и ...

Основные характеристики факторинга и его правовые основы
Факторинг - комплекс услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженност ...