Использование платежных карт для организации безналичных расчетов

Материалы » Розничные банковские электронные услуги » Использование платежных карт для организации безналичных расчетов

Классификация банковских карт:

С точки зрения механизма расчетов, карты делят на:

– двусторонние системы, которые возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где держатели карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт;

– многосторонние системы, которые предоставляют держателям карт возможность покупать товары в кредит у различных предприятий торговли и сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты для туризма и развлечений.

По виду проводимых расчетов карты делят на:

– кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность клиенту пользоваться кредитом при покупке товаров и получении кассовых ссуд;

– дебетовые карты, которые предназначены для оплаты товаров и услуг, а также получения наличных путем прямого списания сумм с банковского счета плательщика. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете. Преимущество дебетовой карты состоит в отсутствии ограничений на размер одного платежа (дорогую покупку кредитной картой оплатить нельзя в виду существования общего кредитного лимита непогашенной задолженности по счету).

По характеру использования карты делят на:

– индивидуальные карты, которые выдаются отдельным клиентам банка;

– семейные карты, которые лица, заключившие договор с банком, заказывают для членов семьи, становящимися их пользователями, а затраты по ним относятся а счет лица, заключившего договор;

– корпоративные карты, выдаваемые организации, которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам. Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные держатели корпоративных карт.

По категории клиентуры карты делят на:

– «стандартные»;

– «золотые», для лиц с высокой кредитоспособностью, предусматривающие множество льгот для пользователей.

По принадлежности к учреждению-эмитенту карты делят на:

- банковские карты, эмитентом которых является банк или консорциум банков;

- коммерческие карты, которые выпускаются нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм.

По сфере использования карты делят на:

- универсальные карты, которые служат для оплаты любых товаров и услуг;

- частные коммерческие карты, которые служат для оплаты определенного вида услуг (например, гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).

По территориальной принадлежности карты делят на:

- международные, действующие в большинстве стран;

- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;

- – локальные, используемые на части территории государства;

- карты, действующие в одном конкретном учреждении.

По времени использования карты делятся на:

- ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);

- неограниченные (бессрочные).

По организации доступа к счету клиента карты делят на:

- автономный «электронный кошелек»;

- «электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента;

- «ключ к счету» – средство идентификации владельца счета.

Большинство карт, используемых в настоящее время, являются идентификатором, а не кошельком.

Статьи по теме:

Экономическое содержание, признаки, принципы и функции страхования
Анализ сущности страхования позволяет характеризовать его как особую категорию, которая характеризуется следующими чертами: – во-первых, страхование – это экономическое отношение, в котором участвуют, как минимум, две стороны – страховщи ...

Методика оценки кредитоспособности заемщика
Целью проведения анализа финансового положения Заемщика Банка (является определение кредитоспособности Заемщика, т.е. его возможности своевременно возвратить получаемый кредит (с уплатой процентов) за счет собственных средств. Результатом ...

Основные направления стратегического управления коммерческим банком
Банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности. К числу основных элементов банковск ...