Что же касается второй категории банков, то на рынке в весьма ограниченном количестве останутся кредитные учреждения, не входящие в первую категорию и специализирующиеся только на работе с драгоценными металлами.[62]
В принципе не исключен непосредственный приход на российский рынок драгоценных металлов и иностранных банков, однако пока имеют место лишь отдельные попытки их работы на этом рынке через российские банки.
Что касается экспортных операций с золотом, следует отметить, что с момента вступления в силу Указа Президента РФ № 742 от 21.06.2001 г. "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" и до настоящего времени ни одно российское золотодобывающее предприятие самостоятельно не вывезло из страны ни одного слитка золота. Возможно, этому препятствовала неотработанность таможенных процедур или наличие 5%-й экспортной пошлины. Во всяком случае, пример российских банков показывает, что формирование механизма самостоятельного экспорта – вещь сложная и затратная. Это смогут себе позволить лишь самые крупные золотодобывающие компании или совместные предприятия, в которых присутствуют иностранные учредители и которые репатриируют полученную в России прибыль за рубеж. Возможность самостоятельного экспорта золота представляет также интерес и для региональных фондов драгоценных металлов и для предприятий, которые захотят привлечь из-за рубежа длинные финансовые ресурсы для освоения рудных месторождений. Следует тем не менее иметь в виду, что российские коммерческие банки уже накопили определенный опыт сотрудничества с зарубежными партнерами в вопросах как экспорта драгоценных металлов, так и в привлечении зарубежного финансирования. Использование золотодобывающими предприятиями этого опыта избавит их от ненужных ошибок при налаживании процедур самостоятельного экспорта.[63]
Таким образом, рассматривая проблемы и перспективы развития банковских операций на рынке драгоценных металлов, и в частности, золота, можно отметить, что для становления цивилизованного отечественного рынка драгоценных металлов с точки зрения законодательной и нормативной баз уже почти все сделано. Позиция Ассоциации российских банков по этому вопросу такова – цивилизованный рынок драгоценных металлов в стране, по сути дела, пока не сформировался. Разные уровни внутренней цены на золото, недобросовестная конкуренция, неработающий в полную силу Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», постоянно меняющиеся правила игры на рынке – все это вместе взятое вряд ли можно назвать цивилизованным рынком.
С другой стороны, были времена и более сложные, когда банки работали при фиксированных государственных ценах, а кроме Постановления Правительства № 756 от 30.06.94 г. «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» (и, кстати, до сих пор не отмененного) никакой правовой основы для работы банков на рынке драгоценных металлов не существовало. Поэтому определенные подвижки, безусловно, видны. Но этого слишком мало. Необходимо проделать еще значительную работу по сведению воедино различных законодательных и нормативных актов, изданных в различных исторических условиях последнего десятилетия. Но главное, что предстоит сделать – это избавиться от излишней фетишизации золота в России, устранить массу ограничений на рынке драгоценных металлов, основным из которых является отнесение драгоценных металлов к так называемым валютным ценностям.
В отношении золота следует исповедывать международную практику, согласно которой золото – это обычный товар, но с единственной специфической функцией – согласно методике Международного валютного фонда он учитывается при расчете золотовалютных резервов центральных банков. Отнесение драгоценных металлов к так называемым валютным ценностям сдерживает дальнейшее развитие и рост рынка драгоценных металлов в стране. С этим согласны уже почти все основные участники этого рынка, начиная от Центрального банка, самих золотодобывающих предприятий и банков и заканчивая большинством чиновников в различных министерствах и ведомствах.
Статьи по теме:
Перспективы развития банковской системы России
Разработанные в докризисный период модели экономического развития России имели принципиальные недостатки построения. Они изолировали реальную экономику от финансового сектора. В настоящее время рентабельность большинства отраслей реальног ...
Правовое регулирование операций предоставления и погашения
кредитов в РФ
Основным законодательным актом, содержащим правовые нормы о банковском кредитовании, является Гражданский кодекс РФ (ст.819-821, а также статьи о договоре займа 807-819). Также нормы, посвященные банковскому кредитованию, содержатся в «За ...
Оценка валютных интервенций по критериям эффективности
Анализ эффективности валютных интервенций может быть полезен при разработке и реализации денежно-кредитной политики в нескольких направлениях.
Во-первых, для оценки самой интервенционистской политики в рамках действующего режима валютног ...