Предпосылки возникновения и эволюция факторинга

Материалы » Сущность факторинга и этапы его становления » Предпосылки возникновения и эволюция факторинга

Страница 3

В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 году на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.

В начале распространения факторинга в западноевропейских банковских структурах господствовало мнение, что данный вид обслуживания представляет собой лишь альтернативный способ финансирования долга тех предприятий, чьи отношения с банками не позволяют использовать традиционные формы финансирования, то есть к услугам факторинговых компаний прибегают в крайних случаях, когда исчерпаны все другие возможности. В данном случае не принимались во внимание услуги по ведению учета продаж, инкассированию долгов и защите от возможных убытков в связи с появлением сомнительной задолженности.

Причины такого представления заключались в том, что первые европейские факторинговые компании брали за основу при проведении своих операций схему, принятую в США, то есть осуществляли обслуживание только мелких предприятий легкой промышленности, характеризовавшихся высоким процентом банкротств и сомнительной кредитоспособностью. Ведение учета продаж и инкассирование долговых требований были для них лишь способом обеспечения собственной финансовой устойчивости, а не услугой клиентам. Кроме того, они сначала недостаточно избирательно подходили к выбору клиентов в силу отсутствия опыта и необходимой информации, что зачастую приводило к убыткам.

Единственным исключением здесь являлась Италия. В отличие от других стран, где развитие факторинга сдерживалось прохладным отношением к нему со стороны национальных банков, итальянские факторинговые компании с самого начала удачно заполнили "нишу", которую оставили институциональные участники кредитного рынка, имели прочную связь с банками и функционировали с учетом их кредитной политики.

Еще одним преимуществом факторинга в 70-80-х гг. оказалась возможность обхода с его помощью рестриктивной политики – ограничений на проведение кредитной экспансии со стороны Центрального Банка Италии, существовавших до марта 1988 г. Именно эти факторы обеспечили успех факторинга и быстрый рост оборота компаний в этой стране. Характерно, что до сих пор не только почти все крупные, но и почти все мелкие банки имеют свою долю в факторинговых компаниях.

В настоящее время, по мере приобретения факторинговыми компаниями необходимого опыта, и с трансформацией факторинга в универсальную систему обслуживания поставщика, возобладала точка зрения, в соответствии с которой факторинг выгодно дополняет банковское кредитование и не выступает в качестве его конкурента.

Сейчас речь идет о необходимости тесного сотрудничества между банком и факторинговой компанией, обслуживающими одного и того же поставщика, путем заключения между ними трехстороннего соглашения. В соответствии с ним, помимо обычного факторингового и банковского обслуживания поставщика, банк обязуется выделять свои кредитные ресурсы под суммы к предварительной оплате, причитающиеся с факторинговой компании, а компания – предоставлять все необходимые сведения о бухучете предприятия, его дебиторах и т. д. Такое соглашение позволяет взаимно повысить информированность компании и банка о финансовом состоянии поставщика и более точно определить сумму кредитов, выявлять на ранней стадии недостатки в его управлении, сократить время, необходимое факторинговой компании для изучения характера и структуры предприятия, его условий торговли и контрагентов перед заключением договора о факторинговом обслуживании.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Основные проблемы расчетных операций АКБ
Приём наличных денег и связанные с ним проблемы. Прием наличных денежных средств от клиентов производится по объявлению на взнос наличными формы №0402001, которое состоит из трёх частей - объявления, квитанции и ордера. Клиент сдает объ ...

Обязательное страхование
Современный этап развития обязательного страхования в России (с 1991 г.) характеризуется рядом специфических черт, отражающих особенности социально-экономических условий. Прежде всего, в нормотворческом процессе отразилась особенность пер ...

Роль ЦБ России в регулировании эффективности функционирования коммерческих банков
Инструкция ЦБР № 110-И устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков (далее обязательные нормативы): достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банков; максимального ра ...