Банковские риски в Казахстане

Материалы » Банковские риски » Банковские риски в Казахстане

Страница 1

По международным меркам банковский сектор Казахстана относительно не велик по размерам и характеризуется высокой степенью концентрации.

Большинство банков Казахстана - частные, в собственности государства остаются только Жилстройсбербанк и Банк Развития Казахстана. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские политики и предприниматели. Непрозрачность структуры частной собственности в банковской системе Казахстана создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления [7,с.13].

Высокая степень конкуренции вынуждает банки оперативно реагировать на рыночные тенденции и расширять продуктовую линейку, сокращать сроки рассмотрения заявок, "удлинять" кредиты. Существенно возросли, в сравнении с прошлыми годами, масштабы кредитования банками малого и среднего бизнеса и населения (ипотечное и потребительское кредитование, лизинг), внешнего заимствования и, как следствие, риски банковской системы (подверженность влиянию случайных событий с негативными последствиями). Это вызывает беспокойство регулятора, который требует наличия у банков эффективной системы управления рисками (организационная структура и коллегиальные органы, политика и рабочие процедуры, утвержденные стандарты и модели, отлаженное программное обеспечение).

Для сохранения и развития своих позиций на рынке банки должны повышать эффективность управления и соотносить размер вероятных рисков к величине предполагаемого дохода, поддерживать на приемлемом уровне соотношение "риск/доходность".

Внедрение систем управления рисками в банках Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан (АФН) начало с 2001 года.

В соответствии с постановлением Правительства от 3 июня 2005 года № 560 "О среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы" АФН приняло решение об осуществлении перехода банковской системы Казахстана на Базель-2. И впоследствии 2 года проводится плавный переход банковской системы Казахстана к Базель-2. Не возникает никаких сомнений в том, что воплощение нового Базельского соглашения-2 в практику окажет значительное влияние как на каждый банк в отдельности, так и в целом на банковскую систему Республики. Вообще Базель-2 является шагом вперед в методике оценки рисков и определения достаточности капитала. Однако банковская система Казахстана может столкнуться с рядом следующих проблем в ходе реализации этого соглашения:

- Базель-2 ориентирован на крупнейшие банки и развитые страны;

- возникает проблема для тех казахстанских банков, которые имеют подразделения за рубежом, связанная с совмещением подходов к оценке достаточности капитала и надзорных требований разных стран, в которых размещены материнский и дочерний банк;

- проблема, связанная с цикличностью экономики. Потребность в капитале по Базель-2 определяется уровнем ожидаемых потерь, оценивающихся на основе исторических данных. Поэтому при экономических подъемах и спадах возможно возникновение несоответствий между расчетными и необходимыми размерами капитала;

- Казахстан имеет национальную структуру экономики, финансовую и банковскую систему. Различается степень развития банков, их концентрации, специализации и т. д. поэтому сформулированные Базелем-2 требования в короткий срок осуществить практически будет трудно;

- даже в развитых странах высказываются опасения, что не все они смогут внести соответствующие изменения в законодательство и в отношении сроков реализации;

- проблема с острым дефицитом квалифицированных специалистов по рискам, способным разрабатывать и формализовать различные методики по количественной и качественной оценке различных видов рисков и по управлению ими, учитывающие специфику банков [8].

Таким образом, новые подходы к управлению банковскими рисками воспринимаются многими банковскими специалистами неоднозначно. И процесс доработки Базельского соглашения-2 видимо потребует еще немало усилий.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Правовые основы обязательного медицинского страхования
Для создания устойчивой системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) необходимы четыре основы: правовая, экономическая, организационная, социально-психологическая. Причем первую можно считать ведущей, так как без нее невозмо ...

Проблемы и перспективы развития потребительского кредита
В настоящее время в нашей стране наблюдается стремительное развитие рынка кредитования населения. Объемы предоставленных физическим лицам кредитов продолжают увеличиваться, несмотря на то, что многие кредитные организации всячески старают ...

Понятие страхования, участники рынка страхования, виды страховых резервов
В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых ...