Методика оценки кредитоспособности заемщика

Материалы » Кредитование предприятий среднего и малого бизнеса » Методика оценки кредитоспособности заемщика

Страница 2

Первый этап оценки – это оценка финансового положения Заемщика по количественным показателям, т.е. путем сопоставления полученных на основе показателей формы №1 (баланс) и формы №2 значений отдельных финансовых показателей с критериальным уровнем, характерным для данной оценки и их рейтинга (см. табл. 12).

Таблица 12. Рейтинг оценки финансового положения заемщика

Наименование показателей

Рейтинг, в%

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (Кl)

15

Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) (К2)

20

Размер чистых активов (К3)

25

Темп роста объема выручки (К4)

20

Коэффициент рентабельности продаж (К5)

20

Для определения оценки финансового положения Заемщика по количественным показателям разработана шкала бальности каждой оценки:

«хорошее» (или «1 категория») – до 100 баллов

«среднее» (или «2-я категория») – от 101 до 200 баллов;

«плохое» (или «3-я категория») – более 200 баллов».

Формула расчета суммы баллов:

S = 15 * Категория К1 + 20 * Категория К2 + 25 * Категория К3 + 20 * Категория К4 + 20 * Категория К5.

Второй этап оценки – оценка качественных показателей деятельности Заемщика таких как:

– наличие положительной (отрицательной) кредитной истории;

– общее состояние отрасли, к которой относится Заемщик, и его положение в отрасли;

– деловая репутация Заемщика и руководства организации-Заемщика;

– качество управления организацией-заемщиком;

– перспективы развития Заемщика;

– степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений;

– существенная зависимость от одного или нескольких поставщиков и (или) заказчиков;

– информация о выполнении Заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами;

– вероятность начала процедуры банкротства или ликвидации Заемщика.

Заключительный этап оценки – оценка финансового положения с учетом количественных и качественных показателей деятельности Заемщика (табл. 13).

Таблица 13. Качественная оценка финансового положения Заемщика

Оценка финансового положения Заемщика

Характеристика финансового положения Заемщика

Хорошее*

При сумме баллов не более 100 –

Стабильность производства, положительная величина чистых активов, рентабельности и платежеспособности. Отсутствие негативных явлений (не связанных с сезонностью): снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и / или дебиторской задолженности, другие явления.

Среднее

При сумме баллов не более 200 –

Наличие в деятельности заемщика негативных явлений, которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию.

Плохое

При сумме баллов более 200 –

Признана несостоятельность заемщика, устойчивая неплатежеспособность, наличие угрожающих негативных тенденций: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства и рост кредиторской и / или дебиторской задолженности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Цель и задачи управления операционным риском
Целью управления операционным риском, как составной частью общего процесса управления рисками, присущими деятельности, является предотвращение данного риска или максимально возможное снижение угрозы потенциальных убытков (прямых и/или кос ...

Экономическая сущность, значение, формы и система оплаты труда в банках
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достиже ...

Система стратегического управления коммерческим банком
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обрат ...