Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением. Он начал свою работу 17 декабря 1945 г. Главная контора МВФ находится в Вашингтоне. Высшим органом его является совет управляющих. Каждый член МВФ выдвигает в совет одного управляющего и одного заместителя. Как правило, это министры финансов и президенты центральных банков.

Каждый член МВФ вначале получает 250 основных голосов плюс еще за 100 тыс. дол. по голосу. В результате такого порядка США имеют самую большую квоту.

В уставе МВФ имеется пункт, в соответствии с которым решение может быть принято, если за него отдано 85 % голосов. Поскольку США имеют 20 % голосов, они могут блокировать любое решение фонда, которое не отвечает их интересам.

Оперативную работу МВФ осуществляет исполнительный совет, в который входили вначале 20, а теперь 22 директора. Каждая из ведущих капиталистических стран, таких как, например, США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония, представлена в исполнительном совете директором. С 1978 г. одного директора выдвигают в совет и страны - члены ОПЕК. Все остальные страны объединяются в группы, каждая из которых выбирает одного директора.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) коротко называют Мировым банком. Он также был создан в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением и начал свою деятельность с 1946 г. Его головная контора находится в Вашингтоне.

Члены МБРР обязательно должны быть членами МВФ. По условиям соглашения МБРР должен содействовать восстановлению стран, подвергшихся разрушениям во время второй мировой войны, и оказывать им финансовую помощь, а также содействовать международной торговле и выравниванию платежных балансов.

Так же как и в МВФ, высшим органом МБРР является совет управляющих, в который каждая страна направляет своего представителя. Это обычно министр экономики или финансов. Голоса определяются по квоте отдельных стран в МВФ, т. е. ведущие капиталистические страны имеют абсолютное большинство голосов. Оперативную работу осуществляет директорат, куда в 1980 г. входило 20 директоров. При этом от каждой из пяти стран с самой большой квотой представлено по одному директору, остальные 15 директоров избирают другие страны на срок 2 года. Во главе МБРР стоит президент.

Срок долговых обязательств МБРР составляет от 10 до 30 лет, причем длительные сроки касаются государственных эмиссий. Еще одной возможностью получения средств является последующее предоставление займов МБРР таким вкладчикам, которые предлагают более высокие доходы и надежные условия обеспечения. Поскольку страны - члены МБРР несут ответственность за 90 % еще не внесенного в банк капитала, займы МБРР являются одними из самых обеспеченных.

Ссуды МБРР выдает при следующих условиях:

- кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их центральным банкам для финансирования проектов, предназначенных для экономического развития страны и при гарантии данного правительства (центрального банка);

- заемщик получает кредит, если он не в состоянии получить его в другом месте по "сносным" для него условиям;

- экспертная комиссия МБРР должна оценить проект и дать разрешение на его реализацию;

- использование средств строго целенаправленно и производится поэтапно по мере реализации проекта.

Эти правила служат интересам МБРР и его кредиторов, и нередко согласие на кредит связано с политическими и экономическими требованиями.

Кредиты под частные проекты дает не сам МБРР, а его дочерние кредитные учреждения. Таким образом, международные монополии и крупнейшие банки имеют возможность стимулировать частные инвестиции и рассредоточивать риски. Условия кредитов МБРР являются тяжелыми для развивающихся стран. В связи с этим развивающиеся страны потребовали создать им возможность получения кредитов на льготных условиях. В результате в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР) как дочерний институт МБРР.

Статьи по теме:

Понятия операционного риска и факторы его возникновения
В начале рассмотрим некоторые подходы к определению риска. Несмотря на частую употребляемость термина "риск" в обыденной жизни и науке, универсальное определение до настоящего момента отсутствует, что не позволяет проводить изуч ...

Контроль за валютными операциями
Успешная реализация валютной политики в современной России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля. Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять ...

Характеристика небанковских кредитно-финансовых организаций
Современные денежно-кредитные отношения немыслимы без деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО). Деятельность специализированных кредитно-финансовых организации концентрируется в большинстве своем на обслуживания не ...