Риcки

Страница 4

2) Факт наступления указанного в договоре события (страхового случая), предусматривающего выплату страхового обеспечения, должен поддаваться объективной проверке. Факт смерти застрахованного лица как правило сомнения не вызывает, однако, и здесь возможны случаи жульничества: может, например, быть предоставлено фальшивое свидетельство о смерти за границей. Инвалидность или первичное диагностирование критического заболевания – не столь очевидны. Инвалидность не всегда легко проверить, а первичное диагностирование скажем заболевания раком, может оказаться вовсе не первичным; на самом деле болезнь могла быть выявлена до заключения дoговора страхования. Чтобы предотвратить жульничество страховые компании тщательно прописывают страховые случаи, исключения и меры, позволяющие проверить факт наступления страхового случая. Одной из таких мер является требование своевременного уведомления страховой компании о страховом случае; при большой задержке с уведомлением, проверить обстоятельства страхового случая труднее.

Договор страхования жизни обычно предусматривает выплату установленного договором страхового обеспечения. Например, договор страхования жизни можетпредусматривать выплату одного млн. руб. в случае смерти застрахованного лица, 750 тыс. рублей в случае установления инвалидности первой группы и 500 тыс. рублей в случае инвалидности второй группы. Однако договор может предусматривать компенсацию фактически понесенных убытков; к ним отнoсятся, например, договоры страхования медицинских расходов. В этом случае объективной проверке должен поддаваться еще и размер убытка.

3) Объем убытков (страховых выплат) должен быть предсказуем. Например, в случае годичного страхования на случай смерти компания, на основании статистики, предполагает, что из 1000 застрахованных мужчин умрет 7. Это дает ей возможность определить стоимость страхования и назначить размер страховой премии. Если бы компания не могла прогнозировать количество страховых случаев, она не смогла бы и назначить соразмерную риску премию. Разумеется, компания не может предсказать произойдет ли страховой случай с конкретным застрахованным лицом, однако она может достаточно точно предсказать количество страховых случаев для конкретной группы застрахованных. Если договор предусматривает компенсацию фактически понесенных убытков, то компания прогнозирует не только количество страховых случаев, но и средний размер страховой выплаты.

Что необходимо для обеспечения предсказуемости объема убытков? Во-первых, необходимо идентифицировать основные факторы риска и оценить их влияние на вероятность страхового случая и, при необходимости, размер страховой выплаты. Рассмотрим этот вопрос на примере все того же годичного страхования на случай смерти. Даже неспециалисту известно, что смертность зависит от:

• возраста и пола человека;

• состояния здоровья;

• курения.

Дело не в том, что капля никотина убивает лошадь; страховые компании лошадьми не интересуются. Просто, при прочих равных, смертность курильщиков намного выше, чем некурящих;

• профессии – некоторые профессии связаны с повышенным риском несчастного случая или профессионального заболевания; другие ассоциированы с более высоким уровнем доходов и, соответственно, лучшим питанием, условиями проживания, доступом к медицинскому обслуживанию.

• занятия опасными видами спорта и т.д.

Существенную угрозу для страховой компании представляет так называемый моральный риск, т.е. по сути дела риск обмана со стороны клиента, который может скрыть факторы, существенно влияющие на смертность.

Каждая компания по страхованию жизни имеет руководство по оценке уровня риска, связанного с конкретным человеком, заинтересованным в страховании жизни. В заявлении на страхование заявитель сообщает о себе информацию, необходимую для оценки связанного с ним уровня риска. При необходимости, для получения более тoчной информации о состоянии здоровья потенциального клиента, проводится также медицинское обследование. В результате все потенциальные клиенты делятся на достаточно однородные, с точки зрения риска смерти, группы. В страховании это называется классификацией рисков, а сам процесс классификации рисков называется андеррайтингом.

Как и любое предприятие, страховая компания подвержена обычным деловым рискам, таким как:

• инвестиционный риск;

• маркетинговый риск;

• слишком высоких операционных издержек;

• пожар, наводнение, смерть или болезнь сотрудников и т.д.

Как и любое иное предприятие, страхoвая компания управляет своими рисками и страхует (в других страховых компаниях) свое имущество, ответственность и жизнь и здоровье своих сотрудников. Однако существует еще один, специфический для страховой компании вид страхования, который называется перестрахованием.

Потребность в перестраховании возникает в тех случаях, когда страховая компания принимает на страхование слишком большие риски, например:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие и роль потребительского кредита
Потребительский кредит – это целевая форма кредитования физических лиц. В денежной форме – банковская ссуда под залог, в товарной – продажа товаров с отсрочкой платежа. По сути потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями ...

Основные риски банковских кредитных операций, их характеристики, измерение и методы управления
Кредитные операции самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Управление кредитными рисками ...

Целенаправленное банкротство
Ситуация вторая, которая, на мой взгляд, не лишена оснований. Об этом, к слову сказать, начали во всеуслышание заявлять руководители многих банков: сейчас можно наблюдать сознательные действия со стороны ЦБ, который готов целенаправленно ...