· Принцип 2. Разрешенные виды деятельности:
Разрешенные виды деятельности учреждений, которые подлежат лицензированию и надзору как банки, должны быть четко определенные, а употребление слова “банк” в названиях должны контролироваться по возможности шире.
· Принцип 3. Передача долей существенного участия:
Орган надзора имеет полномочия рассматривать и отвергать любые предложения относительно передачи другим сторонам долей существенного участия или контрольных пакетов акций в существующих банках, которые находятся в прямом или опосредствованном владении.
· Принцип 4. Кредитный риск:
Кредитный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.
· Принцип 5. Риск страны и риск перевода:
Органы надзора должны убедиться, что банки имеют соответствующие принципы и процессы для определения, оценивание, мониторинга и контроля риска страны и риска перевода при осуществлении международной деятельности по кредитованию и инвестированию, а также для поддержания адекватных резервов для возмещения потерь за такими рисками.
· Принцип 6. Операционный риск:
Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы - согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, общей целью банковского надзора является:
- поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;
- обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;
- защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.
Кроме этого, еще некоторые факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А именно:
- специальный орган банковского надзора, наделенный соответствующими полномочиями в банковской системе (Банк России);
- определенный круг юридических лиц, признаваемых объектами такого надзора (главным образом, кредитные организации);
- наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;
- специальные санкции, применяемые Банком России в рамках привлечения поднадзорных субъектов к юридической ответственности за допущенные нарушения законодательства[1]
Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.
Статьи по теме:
Необходимость и предпосылки проведения инвестиционной деятельности
В соответствии с Законом РФ от 31.12.97 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий ( ...
Классификация страхования. Системы страхования
Многообразие объектов, подлежащих страхованию, различия в объеме страховой ответственности и категориях страхователей предопределяют необходимость классификации страхования.
Необходимость классификации страхования обусловлена систематизи ...
Процентная политика
Банка России в контексте проблематики взаимодействия государства и субъектов
рынка в кризисный период
Несмотря на достаточную разработанность и пристальное внимание экономической науки, проблема государственного регулирования экономики по-прежнему стоит достаточно остро, о чем косвенно свидетельствуют непрекращающиеся периоды нестабильнос ...