Процентная политика Банка России в контексте проблематики взаимодействия государства и субъектов рынка в кризисный период

Материалы » Процентная политика Банка России на современном этапе » Процентная политика Банка России в контексте проблематики взаимодействия государства и субъектов рынка в кризисный период

Страница 1

Несмотря на достаточную разработанность и пристальное внимание экономической науки, проблема государственного регулирования экономики по-прежнему стоит достаточно остро, о чем косвенно свидетельствуют непрекращающиеся периоды нестабильности и усиливающаяся цикличность экономического развития на фоне расширяющейся глобализации. При этом сложность современной экономической действительности объективно обусловливает значимость активного взаимодействия органов государства с участниками регулируемых рынков. Особенно актуальным такое взаимодействие становится в период экономических кризисов, когда требуется оперативность принимаемых решений, которые, в свою очередь, должны в значительной мере учитывать интересы представителей рынка. Одним из показательных примеров подобного влияния является взаимодействие участников банковского рынка и регулирующих институтов государства во время острой фазы кризиса осенью 2008 года.

В 2007-2008 годах наблюдалось нарастание нестабильности на мировых финансовых рынках, что в условиях усиливающейся глобализации не могло не отразиться на развитии российской экономики. С мая 2008 года банковская система переживала кризис ликвидности. У банков практически не осталось оперативных денежных средств. Кризис вызван низкой привлекаемостью средств из зарубежья, осторожным инвестированием средств в Россию и огромным количеством выданных кредитов. Внешним фактором, значительно осложнившим положение и продавцов и покупателей стал «двойной удар» международного финансового кризиса (отсутствием возможности фондирования, как розничных финансовых портфелей, так и расширения производства «дешевыми» и «длинными» иностранными деньгами), и последовавшего за ним значительного снижения цен на энергоносители (а, следовательно - снижения доходов одной из основных отраслей экономики РФ).[8]

Основными негативными последствиями для банковской системы стали:

Дефицит фондирования, и, как следствие, проблемы ликвидности, т.к. банки не только не могли наращивать объемы кредитования, но, и вынуждены были возвращать ранее полученные займы, для чего требовалось наличие достаточного объема свободных денежных средств.

Ограничение размеров кредитования объемами привлекаемых ресурсов, и, прежде всего, депозитами физических лиц, при сохранении достаточно высокого спроса на кредиты.

Сокращение притока вкладов (во многих банках чистый отток) и перевод рублевых вложений в доллары США (как наличные, так и депозиты), связанный с негативными ожиданиями населения относительно стабильности рубля.

Опережающий рост просроченной задолженности розничных портфелей относительно общего роста кредитования.

Рост стоимости денег, вызванный как необходимостью в привлечении дополнительных ресурсов со стороны населения, так и сохранении прибыльности бизнеса вследствие удорожания фондирования и роста рисков.

Тем самым финансовый кризис резко обнажил проблему адекватного регулирования национальных финансовых рынков, и в особенности банковского сектора. Начиная со второй половины 2008 года Правительству РФ и Банку России пришлось противостоять серьезным проблемам. Важную роль в этом процессе сыграла инициативная деятельность банковских объединений. В частности, в условиях нарастания нестабильности в середине сентября 2008 г. в Ассоциации российских банков (АРБ) был создан оперативный штаб для постоянного мониторинга ситуации на банковском рынке. На его заседаниях вырабатывались основные предложения по антикризисным мерам, которые затем направлялись в Правительство РФ и Банк России. Принципиальные положения, на которых базировались все дальнейшие инициативы по преодолению кризиса, были сформулированы АРБ уже в первые дни появления нестабильности на банковском рынке.

В то же время достаточно показательной является дискуссия между участниками банковского рынка и Банком России относительно уровня ставки рефинансирования. Так, АРБ регулярно обращает внимание на очень высокую стартовую цену финансового ресурса, которая во многом зависит от политики денежных властей. Если первичная стоимость ресурса закладывается на уровне 11-13%, то нельзя ожидать, что ставка по кредиту коммерческого банка будет ниже 18-20%. Такие ставки складываются из цены первичного ресурса (11-13%), операционных издержек (2-3%), маржи банка (2-3%) и цены возмещения риска кредитования в кризисных условиях (3-4%). В современных условиях все страны, вовлеченные в мировой финансовый кризис, идут по пути сокращения ставок рефинансирования до уровней, близких к нулю. При этом инфляция там остается достаточно низкой (Япония - 1,57%; США - 4,22%; Великобритания - 3,78%; ЕС - 2-4%). Даже в условиях кризиса процентные ставки по кредитам здесь не превышают 6-9 % годовых. Низкие процентные ставки по кредитам способствуют расширению производства, росту конкуренции и сокращению инфляции. В России же ставка рефинансирования в 2008 году непрерывно повышалась (табл. 1).[9]

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Финансирование малого и среднего бизнеса в России
Структура кредитования МСБ в разрезе сроков в 1 полугодии 2010 года практически не изменилась по сравнению с итогами 2009 года (см. рис. 4). Подавляющий объем кредитов предоставлен на срок до 1 года. С учетом овердрафтов на короткие креди ...

Проблемы Банковских холдингов
Банковский холдинг (БХ) состоит из главного банка и дочерних ком­паний. В главном банке содержится контрольный пакет акций этих ком­паний. Через контрольный пакет акций главный банк контролирует дея­тельность своих отделений. Каждое отдел ...

Управление ликвидностью
Важным аспектом управления банковскими операциями является управление ликвидностью банка. Коммерческий банк, проводя операции, должен постоянно лавировать между двумя противоречивыми целями — ликвидностью и рентабельностью, что находит ко ...