Заключение

Страница 1

Кредитование малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами. Однако для большинства малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен: подход банков к оценке их бизнеса остается крайне жестким.

Кредитование малого и среднего бизнеса по-прежнему остается очень привлекательным сегментом для российских банков. С каждым годом многие банки запускают новые специализированные программы кредитования МСБ (в том числе начато сотрудничество с Российским банком развития, реализующим государственную программу поддержки МСБ). Многие финансовые институты смягчают требования к потенциальным заемщикам, в частности в отношении обеспечения.

Стремительный рост кредитования привел к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ – на 14,5% по сравнению с началом года. По темпам роста портфеля кредитование МСБ в России продолжает со значительным отрывом опережать корпоративный сегмент (1,9%) и розничное кредитование (2,8%). В результате доля МСБ в условиях кризиса в портфеле кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям устойчиво растет.

Устойчивый рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка. Предложение опережает спрос, все банки заявляют о снижении комиссии и ставок, смягчают требования к залогам. Очевидно, что в условиях столь активной конкурентной борьбы и все еще недостаточного числа надежных заемщиков доступ на рынок новых участников сильно затруднен. Действующие на рынке банки вынуждены конкурировать за ограниченное число хороших заемщиков.

Последние годы стали важным этапом в продвижении к стратегической цели Русь-Банка – завоеванию лидерских позиций в сегментах розничного бизнеса и кредитования среднего и малого бизнеса. Развитие розничного направления деятельности и расширение банковских услуг для предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ) базируются на уникальной маркетинговой модели, основная суть которой и выражается слоганом «Близкий Вам Банк!». Улучшая качество обслуживания, совершенствуя продукты и услуги, постоянно предлагая своим клиентам интересные акции и программы, ОАО Русь-Банк существенно нарастил клиентскую базу. При этом хорошую динамику заявил розничный портфель Банка, продемонстрировав устойчивый рост выше рыночных показателей. Объем привлеченных в 2009 году средств розничных клиентов превысил 6,9 млрд. рублей.

Активно развивается Программа кредитования среднего и малого бизнеса, в рамках которой к концу 2009 года было выдано более 1350 кредитов на сумму 2,9 млрд. рублей. Действующий кредитный портфель СМБ за 2009 год вырос в 3,5 раза и составил 2,5 млрд. рублей.

Последовательно укреплялось сотрудничество ОАО Русь-Банка с главным стратегическим партнером – Группой компаний «Росгосстрах». Особое внимание в этой работе уделено развитию совместных розничных и корпоративных программ. Банк оптимистично рассматривает итоги прошедшего года, конкретными результатами подтвердившего правильность выбранной стратегии и эффективность организации работы на всех уровнях.

Но даже в условиях расширения господдержки доступ к заемным средствам для значительного числа небольших предприятий крайне ограничен из-за очень жесткого подхода банков к оценке их бизнеса. Нами проведена оценка кредитоспособности предприятия по методике ОАО «Русь-банка». Формальный рейтинг финансового положения ООО «Курск-Мебель» составил 140 баллов, что классифицируется как «среднее». Сотрудничество ОАО «Русь-Банк» и ООО «Курск-Мебель» не противоречит интересам банка. По результатам анализа было принято положительное решение о выдаче кредита.

Очевидно, что для расширения доступа к деньгам малым предприятиям необходимы меры, отличные от снижения ставки рефинансирования. Ведь ставка определяется уровнем рисков, а риски по малым предприятиям для банков все еще очень высоки. В 2010 году государственная поддержка рынка осуществлялась в рамках программ Российского банка развития и через деятельность гарантийных фондов. В рамках программы «Рефинансирование» Российский банк развития предоставил банкам-партнерам около 23 млрд. рублей кредитных ресурсов, что составляет менее 1% общего объема рынка. Вместе с тем государственная программа РосБР поддержала рынок финансирования малого и среднего бизнеса в особенно тяжелые моменты, когда у банков не было доступа к дешевым ресурсам. В период кризиса ставка по кредитам, предлагаемым РосБР банкам-партнерам, была достаточно конкурентной, но в первом полугодии внутренняя стоимость собственной пассивной базы кредитных учреждений оказалась ниже. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года средняя ставка по кредитам МСБ, предоставленным банками по программе «Рефинансирование», составила 15,3%, что сопоставимо со средневзвешенными ставками по собственным программам банков. Во втором полугодии РосБР пошел на удешевление стоимости предоставляемых ресурсов как по новым, так и по уже действующим программам. В настоящее время потребность в значительном расширении действующей программы РосБР отсутствует, однако стоит перенаправить часть незадействованных средств в те регионы, где наблюдается пониженная кредитная активность банков в сегменте МСБ.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Сущность и характеристика кредитных отношений
Основополагающее значение для кредита имеет такая его характеристика, как возвратное возмездное движение стоимости. Для возникновения кредитных отношений очень важно, чтобы тот, кто предоставляет кредит, доверял тому, кто хочет его получи ...

Банковская система и модели её построения
Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящ ...

Понятие, виды и сущность опционов
Опционом (option) называют контракт, заключенный между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу право купить определенный актив по определенной цене в рамках определенного периода времени или предоставля ...