Классификация доходов коммерческого банка представлена в таблице 3. Для увеличения совокупных доходов коммерческие банки стремятся постоянно расширять число обслуживаемых клиентов, ускорять оборот денежных средств, улучшать структуру доходов, увеличивать долю собственных средств в валюте баланса [7, стр. 358].
Эффективность деятельности современного коммерческого банка достигается за счет максимально большой вариации продаваемых банковских услуг при жестком контроле за затратами. Для обеспечения действенного контроля за целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов необходимо установить четкое соответствие между банковскими продуктами и теми издержками, которые банк несет на их осуществление.
На практике наибольшее распространение получила оценка себестоимости банковских продуктов (услуг) по так называемому методу «полных затрат». Его особенности представлены в таблице 4.
Таблица 4 заполняется по следующему алгоритму:
Фиксируются показатели, используемые для измерения величины дохода;
Фиксируются показатели прямых затрат;
Общая сумма накладных расходов распределяется между продуктами пропорционально прямой заработной плате. Как видно, общие постоянные расходы банка равны:
87 750 + 23 400 + 11 850 + 15 600 = 138 600
Рассчитывается полная себестоимость продукции;
Устанавливается прибыль по изделиям;
Определяется ранжирование продукции по доходности.
Методу «полных затрат» присущи методологические недостатки, поэтому для устранения недостатков предлагается использовать маржинальный метод анализа оценки эффективности банковских продуктов (услуг). Для эффективного управления доходами, затратами и финансовыми ресурсами деятельности банка весьма важно иметь представление о конкретных видах банковских продуктов. В рамках общей суммы расходов коммерческого банка можно выделить 6 групп расходов (таблица 5). Перечень расходов, приведенный в данной классификации, охватывает только внутренние расходы, а формирование себестоимости банковского продукта в разрезе статей калькуляции показано в таблице 6. Данная классификация себестоимости банковских продуктов необходима для маржинального анализа эффективности банковских продуктов услуг. Основная идея предложенного маржинального подхода заключается в привязке конкретных видов затрат к тем факторам, которые являются причиной этих затрат. К таким факторам относятся структурные подразделения коммерческого банка (таблица 7).
Рассмотрим далее то, каким образом в системе управления коммерческим банком может быть реализована предложенная методика маржинального анализа доходов, расходов и финансовых результатов в разрезе конкретных банковских продуктов, их групп и структурных подразделений коммерческого банка в таблице 8.
Квалифицированное применение предложенного маржинального анализа направлено на улучшение качества информации о доходах, расходах и финансовых результатах коммерческого банка, на повышение объективности оценки уровня эффективности конкретных банковских продуктов, на поиск конкретных причин и виновников увеличения себестоимости банковских продуктов и услуг [12, стр. 93-98].
2.2 Понятие кредитного портфеля коммерческого банка Республики Беларусь
Кредитный портфель представляет собой состав и структуру выданных кредитов по отраслям, видам обеспечения и срокам. По срокам различаются: кредиты по которым срок погашения еще не наступил; кредиты, подлежащие погашению в настоящее время; кредиты пролонгированные; кредиты просроченные; кредиты, подлежащие списанию как безнадежные долги и т.д. Кредитный портфель банка включает межбанковские кредиты и кредиты, предоставленные физическим и юридическим лицам (кредитный портфель клиентов).
Валовой кредитный портфель дает количественную характеристику и рассчитывается путем суммирования срочной, пролонгированной, просроченной и сомнительной задолженностей по ссудным счетам на определенную дату. Чистый кредитный портфель рассчитывается путем вычитания из валового кредитного портфеля суммы созданного резерва на потери по сомнительным долгам. Взвешенный кредитный портфель – это сумма собственных и привлеченных ресурсов, которая может не вернуться банку.
Статьи по теме:
Методы оценки
достаточности собственного капитала банка
Анализ достаточности капитала проводится в целях выявления степени устойчивости капитальной базы банка и достаточности капитала для покрытия потерь от принятых банками рисков [22, с.53]. Отсюда следует, что размер собственного капитала до ...
Страхование
жизни
Под страхованием жизни принято понимать предоставление страховщиком в обмен на уплату страховых премий гарантии выплатить определенную сумму денег (страховую) страхователю или указанным им третьим лицам в случае смерти застрахованного или ...
Страхование автотранспортных средств
Страхование рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств, объединяет многообразие видов страхования, связанных с имущественными интересами владельца или пользователя автотранспортным средством при его эксплуатации. Юридическ ...