Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Материалы » Банковская система Республики Беларусь » Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Страница 3

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка (2, ч. 4 ст. 24).

В соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» последний был подотчетен Верховному Совету, т.е. законодательной власти. Этот подход применен и в Российской Федерации, где Центральный банк является подотчетным по отношению к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ч.1 ст. 4 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»). Существуют и смешанные модели. Например, в США Федеральная резервная система несет ответственность за свою политику перед Конгрессом. Однако назначения в совет управляющих ФРС, включая назначение председателя и вице-председателя, осуществляются президентом с согласия Сената.

Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной властью, а с Президентом как Главой государства [10, с.80].

Такой подход порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной власти.

Очевидно, что по своей компетенции центральный банк Беларуси ближе всего к исполнительной ветви. В соответствии с ч. 6 ст. 37 БК Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Согласно п. 1.9 Указа Президента от 5 мая 2006 г. № 289, с изм. и доп. «О структуре Правительства Республики Беларусь» Председатель Правления Национального банка входит в Президиум Совета Министров. Однако это не значит, что Национальный банк относится к органам, подчиненным Правительству. Указом № 289 утвержден закрытый перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и Национальный банк в него не включен.

Часть 1 ст. 37 БК закрепляет в качестве основы взаимоотношений Национального банка и Совета Министров их взаимодействие в проведении единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и об объеме эмиссии денег. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Казахстан и новый способ госзакупок – электронный аукцион
Опираясь на наши знания и опыт работы в области российского и западного арт-рынков, мы можем сделать вывод, что в Казахстане такой рынок только начинает формироваться. Во всем мире ключевую роль в этом процессе играют аукционные дома. Сущ ...

Порядок начисления ежемесячной страховой выплаты
Сегодня правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном ...

Анализ финансовых результатов ОАО "Русь-Банк"
ОАО "Русь-Банк" образован в 1994 году, зарегистрирован Банком России за № 3073 и на протяжении всего времени осуществляет свою деятельность на финансовом рынке России. Банк имеет Генеральную лицензию на право ведения банковских ...