Понятия операционного риска и факторы его возникновения

Материалы » Управление операционным риском в коммерческом банке » Понятия операционного риска и факторы его возникновения

Страница 3

Управление операционными рисками представляет собой систему мероприятий по их идентификации, оценке, профилактике и страхованию с целью минимизации связанных с ними финансовых потерь в процессе операционной деятельности банка.

Группировка операций банка по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:

случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;

несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

сбои в функционировании систем и оборудования;

неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.

Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.

Группировка операций банка по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:

случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;

несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

сбои в функционировании систем и оборудования;

неблагоприятные внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля кредитной организации.

Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.

Так же и в коммерческом банке залогом формирования успешной стратегии управления операционными рисками является понимание ключевых факторов, обуславливающих их возникновение, а не возможность описать данный вид рисков при помощи математического аппарата.

К таким факторам в первую очередь можно отнести:

инновационную деятельность в коммерческом банке (продвижение новых и инновационных продуктов на рынке, применение новых информационных и управленческих технологий в бизнесе);

оперативный стиль ведения бизнеса;

давление со стороны руководства и акционеров банка, государственных регуляторных органов;

низкий уровень корпоративной культуры в банке (в том числе и культуры корпоративного управления);

несовершенство кадровой политики (к примеру, отсутствие политики формирования кадрового резерва на ключевые должности).

Иными словами, управление операционными рисками - это управление качеством и культурой ведения бизнеса, а так же стандартами системы управления персоналом.

Анализ данной классификации показывает, что большая часть операционных рисков связана с деятельностью человека. В большинстве случаев убытки по операционным рискам возникают из-за ошибок сотрудников. Даже в случаях, когда убытки вызваны сбоями в работе оборудования и систем в их основе лежат ошибки человека. В приведенной таблице четыре из пяти факторов, так или иначе, связаны с деятельностью сотрудников: человеческий фактор, ошибки в управлении, технический фактор и бизнес-процессы. Поэтому в процессе управления основное внимание должно быть уделено сотрудникам структурных подразделений банка. Совершенно очевидным является то, что все ошибки сотрудников, в первую очередь связаны с низким уровнем квалификации. Большие убытки банку могут принести ошибки, допущенные при разработке руководящих документов, инструкций и юридической документации. Особо можно выделить технический фактор, выход из строя, сбои или отказы в работе информационных систем и ошибки в компьютерных программах. Для минимизации рисков в этом случае в банке необходимо разрабатывать планы на случай сбоя информационных систем и проводить тестирование программ.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Законодательное обеспечение ипотечного кредитования в практике современной России
Проблема правового регулирования залоговых отношений, и в частности ипотеки, постоянно привлекает к себе внимание специалистов в России и за рубежом. Основной задачей государства в становлении системы ипотечного жилищного кредитования явл ...

Основные права и обязанности сторон по договору
С юридической точки зрения страхование представляет собой правоотношение. В гражданско-правовом смысле данное правоотношение именуется страховым правоотношением. Соответственно, страховое правоотношение, как и любое гражданско-правовое от ...

Порядок формирования и учет резервного и добавочного капитала
Резервный капитал банка создается из прибыли до налогообложения в размере 25 % от оплаченной суммы уставного капитала. Целью создания резервного фонда является покрытие общих рисков, вытекающих из основной деятельности банка, по которым н ...