Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поскольку вопрос об эффективности лизинга и кредита – это вопрос о судьбе инвестиций, а значит и подъема российской экономики, он требует глубокого изучения. Автор одного из учебников по лизингу В.Д. Газман[2] считает, что до введения в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ расчеты показывали, что финансовый лизинг более выгодный способ приобретения оборудования по сравнению с покупкой за счет полученного кредита. Но ссылка автора на то, что при кредите и при лизинге предприятие имеет возможность возместить уплаченный НДС, не имеет основания: заемщик должен вернуть банку только сумму кредита и проценты. И никакого лизингового НДС лизингополучатель не платит в бюджет, поскольку это делает лизингодатель.
Необходимо многообещающие намерения подкрепить надежными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа должна включать:
· полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только на государственных, но и на всех без исключения предприятий;
· освобождения от налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий;
· расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы;
· снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга;
· создания институтов развития, включая Банк развития, способны мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственный гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка РФ;
· развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций;
· принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом.
Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их целенаправленности прежде всего на интенсификацию и повышение эффективности инвестиционного процесса и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществить крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.
Статьи по теме:
Характеристика взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями
Роль ЦБ РФ в банковской системе многогранна, поскольку он одновременно выступает:
- главным государственным органом по управлению этой системой;
- кредитной организацией;
- субъектом банковского надзора.
Вместе с тем, ЦБ РФ не вправе ...
Система государственных внебюджетных фондов в РФ
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях ...
Основы перестрахования
Перестрахование – система экономических отношений в соответствии с которой страховщик принимай на страховые риски, часть ответственности по ним с учетом финансовых возможностей передает на согласованных условиях другим страховщикам с цель ...