Развитие страхового рынка Украины

C переходом экономики Украины к рыночным отношениям начался новый этап в развитие страхового рынка, т.к. по сути была ликвидирована государственная монополия на проведение страхования. Практика подтвердила, что монополия на проведение страхования, как и другая монополия не способствует ориентации на интересы страхователей, порождает ведомственные интересы, приводит к бюрократизации страхового аппарата государства.

К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций и концентрации страхового фонда была возможна до определенных границ. Негативным было то, что Госстрах предлагал ограниченный набор страховых услуг. Государственное страхование ориентировалось на удовлетворение потребностей населения, у которого объектами страхования были ограничены: домашнее хозяйство, жизнь, здоровье, здания, транспортные средства. При этом наибольшего распространения приобрело страхование жизни.

С реорганизацией системы Госстраха начались создаваться страховые организации негосударственных форм собственности, которые начали заниматься неофициальными видами страхования: страхование кредитов, коммерческих и финансовых рисков, биржевых операций. Начали разрабатываться новые нормы и правила личного и имущественного страхования.

Негативным моментом монопольного проведения страхования было также то, что Госстрах не всегда выполнял свои страховые обязанности по защите интересов страхователей, что причиняло значительный вред развитию страхования и вызывало недоверие страхователей к этому делу. Поэтому новые страховые компании Украины хотели расширить сферу услуг и укрепиться на страховом рынке.

Вместе с тем развитие страховых отношений обуславливало необходимость создания страхового рынка нового типа. Сначала Укргосстрах, как правопреемник Госстраха СССР в Украине, в сентябре 1993 года был преобразован в Национальную страховую компанию «Оранта» и отдельные компании на базе старой системы. Одновременно интенсивно начали создаваться и коммерческие страховые компании разного профиля.

Динамику страховых компаний Украины можно изобразить на графике рис. 3.

Рисунок 3. Динамика страховых компаний Украины за период 1990-2006 гг [10].

Как известно, состояние дел на страховом рынке, как правило, отображает общую ситуацию в экономике страны. Опыт функционирования страхового рынке Украины показал, что быстрый рост количества страховых компаний не означает качественных изменений в страховой сфере и наличия конкуренции страховых услуг.

Определяющими в условиях рыночной экономики для большинства страховщиков стали проблемы адаптации к рыночной конъюнктуре и конкурентной среде и возможности обеспечения финансовой стабильности как самих страховых компаний, так и страховых операций, которые они проводят. Поэтому не удивительно, что количество страховых компаний уменьшилась в 1998 году до 233 против приблизительно 700 разных страховых обществ и организаций которые функционировали в первоначальный период становления страхового рынка.

При этом были и другие объективные и субъективные причины и особенно общий экономический и финансовый кризис и связанные с ним проблемы убыточности отраслей народного хозяйства, невыплата заработной платы и потеря доверия населения к продекларированным экономическим и рыночным преобразованиям, в том числе и к развитию страхования, как одной из наиболее действенных форм социальной защиты населения.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что значительным опозданием Верховной Рады Украины было принятие Закона «О страховании», что также не способствовало нормальному развитию страхового рынка Украины. По данным Укрстрахнадзора, после вступления в действие Закона в реестр страховых организаций, которые получили лицензии на осуществление страховой деятельности и прошли перерегистрацию, было включено только 212 страховых организаций разных типов [10].

Статьи по теме: