Создание Банка России

Страница 1

Создание Центрального банка в России происходило в условиях противостояния центрального аппарата Госбанка СССР и Центробанка республики. Этот период был назван «войной законов».

Так, в Постановлении Президиума ВС РСФСР № 146-1 от 16 августа 1990 года «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» было сказано: «В целях обеспечения выполнения Постановления Верховного Совета РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Государственный банк РСФСР является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.

2. Передать по состоянию на 1 июля 1990 года на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы российских республиканских специализированных банков и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций, учреждений Внешэкономбанка СССР, республиканского управления инкассации с подведомственной ему сетью учреждений и организаций, вычислительных центров Госбанка СССР и специализированных банков СССР на территории РСФСР, включая филиал ГВЦ в г. Москве .

4. Считать недействительными все нормативные акты, противоречащие Постановлению Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики».

5. Предоставить Государственному банку РСФСР право утверждать необходимую ему для выполнения поставленных задач структуру центрального аппарата, смету доходов и расходов, фонд оплаты труда и другие фонды производственного и социального развития, а также порядок решения этих вопросов в учреждениях и организациях Государственного банка РСФСР» .

2 декабря 1990 года был принят Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». С принятия этого Закона начинается история организации и деятельности самостоятельного Центрального банка в России как независимого учреждения в системе разделения властей.

Цели, структура и функции Центрального банка РСФСР, его правовой статус первоначально закреплялись не только в вышеназванном Законе, но и в Уставе Центрального банка. В статье первой Устава Центрального банка РСФСР (Банка России), которая называлась «Правовая основа создания и деятельности Центрального банка РСФСР (Банка России), его правовой статус», было сказано: «Центральный банк РСФСР является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Банк России создан на основании Закона РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В своей деятельности Банк России руководствуется указанным Законом, Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», другим действующим на территории РСФСР законодательством и настоящим Уставом».

Этот Устав был отменен в 1995 году в связи с принятием новой редакции Закона: в ст. 4 Федерального закона от 26 апреля 1995 года № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (далее - Закон) говорилось, что «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу: Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации»; Устав Центрального банка РСФСР (Банка России).

Новая редакция Закона иначе закрепляла статус Банка России. Вот что было сказано в статье 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями): «Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Таким образом, термин «Главный банк» больше не употреблялся.

Затем был принят новый Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который действует в настоящее время.

Ни в Конституции РФ, ни в других федеральных законах его статус в достаточной степени не определен. Но в научной литературе его стали определять как орган государственной власти, что на наш взгляд, неправильно, поскольку определение его как органа государственной власти не согласуется с принципом разделения властей. В Конституции РФ сказано, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Формы и методы современного социального страхования осужденных
Современное социальное страхование осужденных определяется прежде всего нормами Конституции Российской Федерации, а также Уголовно-исполнительным Кодексом РФ. Статья 98 Уголовно-исполнительного Кодекса звучит следующим образом «Обязатель ...

Основные научные результаты и научные положения, выносимые на защиту
1. Уточнено понятие системы ипотечного жилищного кредитования, как диалектически развивающейся целостности, и определён её субъектный состав. Несмотря на повышенное внимание, уделяемое исследователями изучению отношений ипотечного жилищн ...

Методика оценки финансового положения физического лица
Подходы, изложенные в настоящей методике, распространяются на: 1) оценку финансового положения заемщиков – физических лиц на момент выдачи ссуды (кроме ссуд, входящих в портфель однородных ссуд), 2) оценку финансового положения заемщико ...