Стратегическое и тактическое планирование развития банка с рыночных позиций

Материалы » Краткосрочная финансовая политика российских банков » Стратегическое и тактическое планирование развития банка с рыночных позиций

Страница 1

Процедура и логика системы планов развития банка исходя из современной теории бизнес - планировании развития организаций в условиях рынка должны быть следующими:

1. Общая характеристика системы планирования банка с определением целей, задач, исполнителей и других организационно - технологических параметров.

2. Генеральные цели и стратегические планы.

3. Оперативно -тактические планы.

В первом блоке процедуры планирования должны быть охарактеризованы стратегические, тактические и оперативные цели, задачи банка, плановые документы, инструкции, методики анализа, прогнозирования, планирования.

Во втором блоке определяются генеральные цели и формируются стратегические планы развития банка. Сущность анализа внешней среды заключается в систематическом изучении объектов финансовых рынков, условий инвестиций капитала, анализе управляемых и неуправляемых факторов, воздействующих на деятельность банка. Главная цель — получить финансово-экономическую информацию, определить риски, определить потенциальную финансовую мощность и возможность выбора и проведения операций банком на конкретных сегментах финансовых рынков, валютных рынков, рынков ценных бумаг, недвижимости, выявить сильные и слабые стороны банка, и в конечном счете определить свои зоны стратегической деятельности (СЗД) в конкретных регионах и областях, стратегию формирования и работы с активами и пассивами (кредитами, ценными бумагами, недвижимостью и др.).

Особое внимание должно быть уделено выявленным слабым сторонам деятельности банка, которые должны лечь в основу разработки бизнес-планирования по их ликвидации в будущем периоде.

К наиболее эффективным методам ситуационного анализа как при стратегическом, так и оперативно-тактическом планировании относятся:

· методы абсолютных и относительных величин, качественных и количественных показателей, горизонтально-вертикального анализа;

· индексные модели;

· корреляционно-регрессионные уравнения;

· простые, сложные проценты и дисконтирование;

· аннуитеты, которые наиболее эффективны при анализе и планировании инвестиционных программ;

· программно-целевое планирование;

· функционально-стоимостной анализ;

· цепной анализ затрат и доходов;

· сравнительный анализ банков-конкурентов, отраслей и регионов;

· матричный анализ (продукт-рынок, Бостонская матрица, матрица PIMS, модель Портера) и множество других методов;

· прогнозные модели.

Правильное определение и овладение СЗД банка является кардинальной, главной задачей на данном этапе. При выборе СЗД необходимо учитывать:

1. Ведущие ключевые параметры, острота потребности юридических и физических лиц в конкретных банковских продуктах, в кредитах, какое количество клиентов готовы открыть свои счета в банке; присутствие в данном регионе крупных клиентов. Далее необходимо определить уровень конкурентоспособности банка по процентным ставкам, рентабельности, присутствие на данном сегменте банков-конкурентов. Рассчитать прогнозные оценки общих затрат, доходов по разработке и реализации банковских продуктов, степень заинтересованности администрации города, региона в создании и развитии банка и филиалов.

2. Перспективы роста банка. Прогнозирование роста рыночной стоимости банка, собственного и привлеченного капитала, прибыли и рентабельности, клиентской базы. Квалифицированный менеджмент. Учет роста (уменьшения) угроз, риска банкротства, ухудшение (улучшение). Перспективы увеличения уставного капитала банка, выпуска акций, облигаций.

3. Факторы рынка. Разработка сценария развития занимаемой доли финансового рынка, клиентской базы, учета фаз развития спроса и предложения на банковские услуги. Расчеты доходов, заработной платы и реальной покупательная способность клиентов в данном регионе, инфляция денег, социальная ответственность банка перед клиентами. Учет интенсивности конкуренции банков, финансово-экономические факторы политической обстановки, налоговых условий, финансовой стабильности данного региона.

Прогнозирование внешней среды составляют те базисные данные, на основе которых разрабатываются плановые решения. Объектами прогнозирования являются финансовые, экономические, налоговые, правовые и другие показатели банков. Методы прогнозирования могут быть качественные. Например, метод Дельфи предполагает: разработку анкеты, проведение опроса среди клиентов банка, их сбор и передача его экспертам, синтез ответов экспертов и сведение их в общую оценку, который и даст качественную прогнозную оценку.

Третий блок — блок оперативно-тактических планов. Основные и постоянные работы планово-аналитического управления банка:

1. Поддержание и восстановление в случае потери ликвидности и платежеспособности банка

2. Создание финансовых резервов, запаса финансово-экономической устойчивости банку в условиях возникновения кризисных явлений на макроуровне на основе непрерывной диагностики внешне нормально работающих банков, но уже имеющих слабые сигналы флуктуации отрицательных показателей с целью недопущения коллапса ликвидности и платежеспособности банка.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы публично-правового статуса Центрального ба ...

Виды факторинговых операций в мировой практике
Факторинг, финансирование под дебиторскую задолженность и дисконтирование счетов-фактур – это инструменты одной сферы. Для непрофессионала они могут показаться синонимами, однако для специалиста в области финансирования торговли в них сущ ...

Учет нераспределенной прибыли
учет собственный капитал банк Собственный капитал банка - основа наращивания объемов его активных операций. Поэтому для каждого банка чрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть: ü нераспределенная прибыль п ...