Предпосылки введения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Материалы » Основы страхования » Предпосылки введения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Страница 2

Кризис государственного управления, дезинтеграция производственных связей и отношений, стихийное перераспределение накопленного богатства, резкий спад производства и другие привели в начале 90-х годов к общему социально-экономическому кризису. Центральный показатель здоровья нации – естественный прирост населения приобрел отрицательное значение. Общая система охраны здоровья стала разрушаться. Потребность в медицинской помощи резко возросла, но ее удовлетворение в рамках прежней государственной системы здравоохранения стало фактически невозможным.

Целям изменения существующего положения на ряду с переходом иной системе организации здравоохранения, могло служить установление нового порядка финансирования здравоохранения. В условиях сокращения наполняемости государственного бюджета и снижения уровня жизни граждан обеспечить доступность и бесплатность медицинской помощи было возможно с помощью соответствующего новым экономическим условиям финансового механизма – введением обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирующей гражданам при возникновении страхового случая (болезни, травмы и т. п.) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное страхование.

Новая модель финансирования и управления здравоохранением нашла свое отражение в Законе «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», принятом 28 июня 1991 г. и последовавших за ним законодательных, правовых актах, нормативных документах, предъявляет новые требования к медицинским работникам, вводит их в совершенно иную систему отношений, определяющую непривычные юридические, экономические, социально-психологические основы профессиональной деятельности.

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры, безработные, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетных – работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями являются работодатели (предприятия, организации, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий)[3].

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Анализ отраслевых страховых рынков в 2006-2008 гг.
Как следует из приведенной статистики, в I квартале 2008 г., несмотря на отрицательную динамику показателей отдельных сегментов, российский страховой рынок в целом продолжал расти. Снижение темпов прироста рынка относительно аналогичного ...

Общие сведения об организации
В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченно ...

Понятие и виды договора страхования. Основные признаки договора страхования
Договор, лежащий в основании страховых обязательств, по своей сущности (природе) различен. В одних случаях обязанность его заключения императивно установлена самим законом (п. 2 ст. 927, п. 1 ст. 936 ГК), в других - его создание зависит и ...