Заключение

Страница 1

Как видно, кредитная система нашей республики ещё не достигла того уровня, когда можно было бы говорить об окончательном переходе к рыночной модели её организации. У нас в стране всё ещё присутствуют элементы централизованной экономики. Национальный банк год от года становится всё более и более зависимым от правительства – сегодня он практически полностью лишён ответственности и самостоятельной роли в финансово-экономической жизни республики. Обслуживание государственного сектора экономики проводится на льготных условия, в то время как условий для развития высокоприбыльного малого бизнеса у нас нет. Второй уровень кредитной системы (осуществляющий кредитование не государственного сектора экономики, а предприятий и граждан), кроме коммерческих банков, вообще не получил широкого распространения. Успешному развитию кредитной системы препятствует отсутствие соответствующего законодательства, а отсюда нечёткость, неоднозначность и несогласованность между собой многих подзаконных актов. Как уже было отмечено, законодательство Республики Беларусь в этой области по многим параметрам не соответствует международным правовым нормам.

Всё говорит о том, что рассмотрев эту проблему, на ней нельзя поставить точку. Но сегодня точка тут и не ставится. В своём послании Национальному собранию Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что, несмотря на то, что денежно-кредитная политика стала одним из важнейших факторов экономического роста, «проблемы в этой сфере не только не были преодолены, но и в значительной степени обострились». Было отмечено, что доля сбережений населения в денежной массе постоянно сокращается, а политика процентных ставок эти сбережения не стимулирует. В связи со сложившейся в республике ситуацией, основной задачей Правительства и Национального собрания на 1999 год в области кредитования является усиление контроля над осуществлением кредитной эмиссии.

Итак, каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения. Центральное место в финансовой системе Республики Беларусь занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме республиканского бюджета, бюджетов субъектов РБ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Республики Беларусь развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Классификация лизинга: формы, типы и виды
В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяют различные виды лизинга, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Система лизинговой деятельности дифференцируется по различным признакам Со ...

Деятельность расчетной палаты фондовой биржи
Расчетная палата - это орган, который осуществляет расчеты по биржевым операциям, регистрирует их, выступает гарантом их исполнения, устанавливает размер депозита, принимает платежи депозита и разницы и выплачивает маржу в ценах, определя ...

Понятие залога и его характеристика
Приступая к анализу института ипотеки по современному российскому законодательству, необходимо прежде всего определить юридическую природу залогу и залоговых правоотношений. Под залогом в правовой науке понимается способ обеспечения испол ...