Использование банкоматов и других устройств самообслуживания клиентов

Материалы » Розничные банковские электронные услуги » Использование банкоматов и других устройств самообслуживания клиентов

Страница 1

Банкомат – это многофункциональный банковский автомат, предназначенный для обслуживания клиентов в отсутствие банковского персонала. Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег. Помимо этого банкомат может выполнять следующие функции:

– изменять параметры счета клиента (путем внесения денег на депозит);

– сообщить баланс счета;

– дать отчет о движении средств на счете за определенный период;

– перевести средства со счета на счет;

– выполнять периодические платежи;

– предоставлять информационно-справочные услуги.

Банкоматы делят на универсальные (полнофункциональные) и специализированные. Последние предназначены для работы с наличными деньгами, но с высокой скоростью (не более 15 секунд на одну операцию). Оборудование нового поколения помимо стандартных функций внесения / снятия наличных, получения информации по остаткам на счетах и формирования выписки позволяет проводить платежи за использование сотовой связи, Интернета, спутникового телевидения и оплачивать коммунальные услуги. Для этого банкомат может принимать наличные или списывать средства с банковской карты. Некоторые аппараты позволяют обменивать валюту.

В связи с развитием потребительского кредитования банки активно стали применять банкомат по внесению наличных денег. На рынке представлены два типа устройств: использующие «конвертную» технологию и банкоматы с функцией cash in. В первом случае клиент запечатывает вносимую сумму в конверт и отправляет конверт в устройство. Во втором случае наличные вносятся по одной купюре, и в реальном времени сумма заносится на счет. Очевидно, что устройства второго типа являются более дорогостоящими. При использовании устройств первого типа о существенном сокращении издержек говорить нельзя: необходимо регулярно проводить инкассацию (с тем, чтобы денежные средства как можно быстрее попали на счет клиента), в банке с конвертами будет работать сотрудник. Он должен сверить правильность заявленной суммы с содержимым конверта. У клиента нет возможности проконтролировать его работу. Допустим, клиент ошибочно поместил в конверт большую, чем заявлено сумму денег. Каким образом он сумеет доказать это банку? Поэтому ряд специалистов считает применение таких банкоматов неэффективным.

Применение банкоматов отражает стремление банков приблизить свои услуги к клиентам, расширить временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять стандартные банковские операции по получению наличности и осуществлению вкладов и платежей. Использование банкоматов позволяет банку сократить персонал и снизить затраты на аренду и содержание помещений.

Основное преимущество банкомата перед обычным кассиром – возможность круглосуточной работы. Очевидно, что для этого, банкомат должен быть установлен в таком месте, куда клиент платежной системы может попасть в любое время дня или ночи.

Главной функцией банкомата остается снятие наличных денег с карточного счета. В этой операции содержится некое внутреннее противоречие: ведь достоинство банковских карт заключается в том, чтобы не иметь дела с наличными. Вместе с тем в России, где инфраструктура безналичных расчетов еще недостаточно развита, возможность легко и в любое время получить наличные деньги со счета становится необходимым условием существования любой платежной системы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Деревья решений как вариант устранения недостатков скоринговой системы
Одним из способов решить проблемы скоринговой системы в ЗАО «Банк Русский Стандарт» это деревья решений, которые строят скоринг-модель в виде правил, и модель получается интуитивно понятной и прозрачной. При этом дерево решений способно п ...

Перспективы проведения эффективной процентной политики Банка России
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляцион ...

Основные направления стратегического управления коммерческим банком
Банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности. К числу основных элементов банковск ...