Так, на 1 июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2 млрд. руб., на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено ими кредитов от других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе краткосрочных – на 1,7 млрд. руб., среднесрочных и долгосрочных – на 0,8 млрд. руб. Вместе с тем прежние рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых банковских структур. Централизованный характер ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов.
Действующая монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма, адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР» в конце 1990 г. было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся от прежней как по форме, так и по содержанию. По форме кредитная система стала двухзвенной: ее верхнее звено – Центральный банк России в едином комплексе с банками республик, низшее звено – широкая сеть коммерческих банков, а также специализированных кредитных учреждений. По содержанию принципиально изменились функции банков.
На Центральный банк России и центральные банки республик, выступающих верхним звеном кредитной системы, возложены осуществление эмиссии и организация денежного обращения, функции кредитора последней инстанции для коммерческих банков, организация расчетов между ними, обслуживание государственного долга страны, операции на рынке ценных бумаг, выдача лицензий на совершение банковских операций с иностранной валютой, а также контроль за деятельностью коммерческих банков. В обязанности коммерческих банков, являющихся низшим звеном кредитной системы, входило привлечение и размещение денежных средств во вклады кредитов, осуществление расчетов по поручениям своих клиентов и банковских корреспондентов, их кассовое обслуживание, а также других операций. При этом всем коммерческим банкам была предоставлена возможность свободного выбора клиентуры, самостоятельного формирования своей процентной и кредитной политики. Кроме того, они отличаются друг от друга по принадлежности уставного капитала и способу его формирования, видам совершаемых операций, территории деятельности, по отраслевой ориентации.
Таким образом, реорганизация кредитной системы привела к разгосударствлению капитала и отразила своеобразие экономической ситуации в России. В начале 1992 г. Российское правительство приступило к реализации программы экономических реформ, основными элементами которой на первом этапе стали переход к свободному ценообразованию и проведение жесткой кредитно-денежной политики.
Рост цен в первом полугодии 1992 г. вызвал резкое увеличение издержек производства и обращения. Это наряду с усилившимся налоговым бременем поставило многие предприятия на грань банкротства. Со стороны предприятий, оказавшихся не в состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретение сырья, материалов и оборудования, возрос совокупный спрос на кредитные ресурсы. Одновременно участились случаи не возврата ссуд.
Статьи по теме:
Организация управления операционным риском в коммерческом
банке
Организация управления операционным риском представляет собой совокупность способов и методов работы по выполнению задач управления операционным риском. Она осуществляется на основе утвержденной политики об операционном риске в банке и ра ...
Диагностика банкротства предприятия
Буга А.Т. (15) в своей работе уделяет внимание диагностике финансово- хозяйственной деятельности предприятия. По его мнению, диагностика представляет собой комплекс работ, связанный:
- с исследованием экономических процессов в их взаимос ...
Субъекты рынка обращения пластиков карт и организация расчетов
Субъекты рынка обращения пластиковых карт подразделяются на основных и второстепенных.
Основными субъектами являются:
- эмитент
- держатель, или пользователь карты
- коммерческие организации – лица, предоставляющие товары или услуги, ...