Основные направления совершенствования банковской системы

Материалы » Банковская система Республики Беларусь » Основные направления совершенствования банковской системы

Страница 1

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена, длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.

В настоящее время банковская система является динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. Положительные черты в развитии денежно-кредитной политики и банковской системы в последние два года свидетельствуют, что их становление идет в русле общемировых тенденций, и позволяют уже в ближайшее будущее надеяться на полноценное удовлетворение белорусскими банками потребностей национальной экономики и скорый их выход на мировой рынок финансовых услуг.

На стабильность отечественных банков, активно работающих на международном уровне, могут оказывать воздействие экономические и политические события, происходящие за рубежом. Примером этого является влияние на банковскую систему Беларуси последствий российского экономического кризиса второй половины 1998 года [16, с. 182].

Стабильность банковской системы можно понимать как:

Способность банков эффективно решать задачи социально-экономического развития страны при соблюдении экономических интересов своих акционеров, полном и своевременном выполнении всех обязательств перед государством, кредиторами, клиентами, вкладчиками;

Способность банков успешно противостоять рискам, характерным для экономической среды, в которой они работают;

Способность банковской системы противостоять угрозе системного кризиса.

Национальный банк обеспечивает стабильность работы коммерческих банков, сочетая меры финансовой поддержки с мерами контроля и регулирования деятельности банков. Последние включают в себя государственную регистрацию банков, лицензирование банковских операций, установление экономических нормативов, запретов и ограничений для банков, надзор за деятельностью банков, выявление нарушений банковского законодательства и применение к нарушителям мер воздействия, а также случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и привлечение к ответственности лиц, осуществляющих такие операции.

Как уже упоминалось, далеко не все в обеспечении стабильности банковской системы зависит от коммерческих банков и Национального банка. Банковская система концентрирует основные экономические риски, связанные с проблемами формирования хозяйственного механизма, функционирования народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и предприятий. Убыточная работа предприятий-заемщиков, неплатежи, непропорционально большая доля бартерных расчетов, низкая кредитная дисциплина, слабость экономических и правовых факторов обеспечения возвратности кредитов препятствуют своевременному погашению ссудной задолженности, ведут к повышению банковских рисков в реальном секторе экономики, ухудшению финансового состояния отдельных банков и снижению устойчивости банковской системы в целом.

К сожалению, в реальном секторе экономики республики существуют проблемы, создающие ощутимые трудности для работы банков.

В 2007 году развитие банковского сектора должно быть направлено на дальнейшее повышение устойчивости и эффективности его функционирования, усиление конкурентоспособности белорусских банков, увеличение масштаба и качества их взаимодействия с организациями нефинансового сектора экономики и населением.

Для достижения указанных целей Национальным банком и Правительством должны предприниматься согласованные действия, проводиться взвешенная и последовательная политика в развитии банковского сектора посредством: повышения эффективности банковского регулирования и надзора; развития институциональной структуры банковского сектора и формирования среды добросовестной конкуренции; формирования благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве, учета интересов банковского сектора и других секторов экономики на базе обеспечения взаимной коммерческой выгоды и системной стабильности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Организационно – экономическая характеристика ЗАО Коммерческий банк « Квота – банк»
Коммерческий Банк "Квота-банк" создан в 1992г. В 1995 г. КБ "Квота-банк" получил валютную лицензию Банка России . 10 февраля 2008 года ЗАО КБ "Квота-банк" включен в реестр банков - участников системы обязател ...

Форма и этапы работы с аккредитивом
Основные параметры аккредитива: 1) Заявитель (приказодатель) и бенефициар; 2) Вид аккредитива; 3) Дата открытия и срок действия аккредитива, место истечения срока действия аккредитива; 4) Валюта и сумма аккредитива; 5) Банк-эмитент, ...

Порядок начисления ежемесячной страховой выплаты
Сегодня правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном ...