Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Материалы » Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения » Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Страница 1

Денежный рынок – это сеть институтов, которые обеспечивают взаимодействие спроса и предложения денег.

Особенность этого рынка состоит в том, что на нем деньги не продаются и не покупаются подобно другим товарам, а обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости.

Какова же альтернативная стоимость денег? Располагая денежными средствами, любой субъект экономики вправе решить, как ими распорядиться: то ли сохранять при себе, то ли поместить в банк. В первом случае он ничего не получит, во втором случае – получит определенный процент.

Следовательно, альтернативная стоимость обладания деньгами – потерянный процент, который можно получить, поместив деньги в банк, в менее ликвидную форму активов.

Уровень процентной ставки и представляет собой «цену» денег. Рыночная цена, как известно, устанавливается в результате взаимодействия между спросом и предложением.

Спрос на деньги

Спрос на деньги нельзя определять, по аналогии со спросом на товары и услуги.

Спрос, на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты.

Существует две теоретические модели спроса на деньги:

а) Неоклассическая (монетаристская) модель, основывающаяся на количественной теории денег.

Сторонники этой модели рассматривают реальный спрос на деньги исходя из кембриджской версии количественной теории:

M=kPY , откуда следует

=kY, где k=

Чем больше скорость обращения денег, тем меньше сберегаемого дохода.

Величина и есть реальные запасы денежных средств или реальные денежные остатки, так как денежная масса корректируется на уровень (индекс) цен. Поскольку коэффициент Маршалла «к» – величина, обратная скорости обращения денег, можно определить, все основные детерминанты величины спроса на деньги:

- абсолютный уровень цен;

- уровень реального объема производства, а значит, уровень доходов;

- скорость, обращения денег.

б) кейнсианская модель спроса на деньги – По мнению Дж.М. Кейнса, главным мотивом хранения денег в виде наличности, а значит и определяющим фактором спроса на деньги является предпочтение ликвидности: наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью. Предпочтение ликвидности обусловлено тремя мотивами:

– трансакционный мотив – наличные деньги необходимы, для осуществлена торговых и платежных операций;

– спекулятивный мотив обусловлен желанием выгодно разместить сбережения в ценные бумаги и вместе с тем избежать потерь при изменении нормы процента по ним. Этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента;

– мотив предосторожности побуждает хранить наличные деньги как резерв покупательной способности для использования через определенное время.

Обобщая две модели спроса на деньги, можно заметить, что они по существу не противоречат друг другу, а лишь акцентируют внимание на разных факторах совокупного спроса на деньги: классическая теория – на реальных доходах, кейнсианская – на процентной ставке. Между тем, оба этих фактора наряду со скоростью, обращения денег определяют величину спроса на деньги.

Перемещения вдоль кривой спроса на деньги показывают изменения величины спроса на деньги в зависимости от изменения процентной ставки.

Поскольку спрос на деньги – это величина денежных средств, которые хранят хозяйствующие субъекты.

Поэтому, чем выше процентная ставка, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, тем менее выгодно их держать в наличности, а следовательно, величина спроса на наличные деньги будет падать. При очень высоких ставках процента кривая М становится почти вертикальной, все сбережения вкладываются в ценные бумаги или в банки и спрос на деньги ограничивается трансакционным спросом М.

Сдвиг кривой М влево или вправо будет означать изменение спроса на деньги, независимо от процентной ставки (например, ввиду роста доходов, изменения скорости обращения денег).

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
Современный этап развития российского рынка ценных бумаг берет начало с 1990-х годов, когда в России начался переход к рыночной экономике. Причем импульсом для формирования послужила проводившаяся в то время приватизация. В настоящее вре ...

Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
факторинг Объекты факторингового обслуживания Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые трудности из-за ограниченности источников кредитования. Вследствие не ...

Инвестиционная деятельность страховых организаций в Российской Федерации: проблемы и перспективы
2009 год оказался наиболее сложным для российских страховщиков за последние несколько лет. Динамика рынка соответствовала «умеренно-пессимистическому» сценарию, продемонстрировав падение объема собираемых премий (без учета ОМС) на 7,5%; п ...