Методика оценки банков Франции

Страница 1

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

- оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

- оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

- использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими фактами:

- Характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования.

- Факторами производства, среди которых выделяют производственные и трудовые ресурсы (производственные ресурсы - это соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций; трудовые ресурсы - это образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости).[9]

- Финансовыми ресурсами.

- Экономической средой, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга.

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы;

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);

- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются показатели деятельности компании, которые используются при оценке ее кредитоспособности.

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.[5]

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику CreditLione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах, определяющих уровень валового эксплуатацтонного дохода (ВЭД), финансовых расходов (ФР), капиталовложений (КВ), долгосрочных обязательств (ДО) и сальдо наличности на одну единицу добавочной стоимости (ДС).

(1)

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов указывает на уровень кредитоспособности клиента.

Для определения уровня кредитоспособности фирмы используются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела:

В первом разделе предприятия подразделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К.

Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9.

Таблица 1 - Показатели деятельности компании, необходимые для оценки ее кредитоспособности

Показатель

Формула

Метод определения

1

2

3

Выручка от реа-лизации (В)

Сумма всех продаж, где - единица продукции, - цена продукции

Валовой коммерческий доход (ВД)

ВД=В - Стмц и ги

Выручка от реализации – Стоимость приобретенных ТМЦ и готовых изделий

Добавленная стоимость (ДС)

ДС=ВД – Рэ

ВД – Эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчик - ков)

Валовой эксплуатацион-ный доход (ВЭД)

ВЭД=ДС - Рзп - Нзп- Ротп

ДС – Расходы на зарплату – Налоги на зарплату – Оплата отпусков

Валовой эксплуатацион-ный результат (ВЭР)

ВЭР=ВЗД - Кр% + Двлж - Отчриск

ВЭД – Уплата процентов за кредит + Доход от вложения средств в другие предприятия – Отчисления в фонд риска

Прибыль, кото-рая может быть использована для самофинан-сирования (СФ)

СФ=ВЭР - Праб- Нпр

ВЭР – Прибыль, распределяемая между работниками предприятия – Налоги на прибыль

Чистая прибыль (П)

П = СФ + Дслуч- Рслуч- Анедв

СФ + Случайные доходы (расходы) - Амортизация недвижимости

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Трудности и перспективы развития страхового дела в РФ
Российский страховой рынок стремительно растет — реальные взносы (без учета налогосберегающих схем, страхованием фактически не являющихся) ежегодно увеличиваются темпами, превышающими 30%. Бурный рост объемов страховых премий может ввести ...

Теоретические основы технологий ведения валютных операций в коммерческих банках
Банки осуществляют свою деятельность на валютном рынке путем проведения валютных операций. Под валютой понимаются денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и ...

Страховые резервы, их виды и назначение.
Важнейшей особенностью финансово-хозяйственной деятельности страховщиков является формирование страховых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и выполнения обязательств перед клиентами. Они отражают величину обязательств страхо ...