Понятие и критерии кредитоспособности клиента коммерческого банка

Материалы » Методика оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка » Понятие и критерии кредитоспособности клиента коммерческого банка

Страница 1

Кредитоспособность клиента коммерческого банка - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обяза­тельствам (основному долгу и процентам).[1]

Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспек­тиву. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредито­способности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, но его баланс ликвиден, а также достаточен размер собственного капитала, то разо­вая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиен­ты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени ин­дивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:

- характер клиента;

- способность заимствовать средства;

- способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности);

- капитал;

- обеспечение кредита;

- условия, в которых совершается кредитная сделка;

- контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).

Подхарактером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за пога­шение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

Репутация клиента, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кре­дитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов).

Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма, образования, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотноше­ния руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, наруша­ет утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля). [3]

Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие при­знаки дееспособности заемщика - физического лица.[2] Подписание до­говора неуполномоченным или недееспособным лицом означает боль­шую вероятность потерь для банка.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вло­жения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являть­ся основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения ак­тивов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основные инструменты кредитно-денежной политики
Денежная эмиссия означает рост наличных денег в обращении. В современной экономике изменение количества наличных денег собственно не является инструментом, непосредственно используемым для влияния на экономическую конъюнктуру, то есть эле ...

Соотношение страхового обязательства со смежными обязательствами
Для того чтобы определить место страхового правоотношения в системе гражданско-правовых обязательств, необходимо предварительно четко отграничить его от других правоотношений, которые в той или иной степени имеют с ним сходство. Существу ...

Условия проведения конкурса
1. Открытыми понимаются торги, когда к участию допускаются все желающие юридические и физические лица, Закрытыми понимаются торги, когда к участию приглашаются ограниченное число юридических и физических лиц, определенное комиссией. Аукци ...