Непосредственные причины кризиса

Материалы » Банковский кризис 2004 года в России » Непосредственные причины кризиса

Соображения экспертов о непосредственных причинах разгоревшегося банковского кризиса расходятся. По общему мнению, объективных причин для срыва платежей не существовало: в стране достаточно денег, ситуация в экономике относительно стабильна, особых сюрпризов никто не ожидал.

Итак, первое, чем можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на банковском рынке, — это действия ЦБ, который начал проверку банков, подавших заявку на предмет вхождения в систему страхования вкладов. 27 июня по закону был датирован последним днем, когда банки могли успеть выразить свое желание работать с частными вкладами. Так что для банков не стали неожиданностью массированные проверки со стороны надзирающего органа — ЦБ РФ. Проверки, к слову сказать, начались еще в апреле, но в отношении тех банков, которые решили подавать заявки не в последний день. Хотя результаты этих проверок и вызвали у ЦБ немалую озабоченность, широкой огласки они не получили и общественного резонанса не вызвали. Если говорить о дальнейших действиях властей, то две государственные структуры – Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) и ЦБ – по праву можно считать соавторами банковского кризиса. Когда в мае после отзыва лицензии у “Содбизнесбанка” глава ФСФМ Виктор Зубков пообещал вплотную заняться несколькими не названными им банками, это стало мощным импульсом к распространению разного рода “черных списков”, в которых назывались кандидаты на “отстрел”. Руководство ЦБ также выглядело довольно беспомощно, и заявления его представителей об отсутствии оснований для паники были не способны снять возникшую нервозность: “Это элементарный пример недобросовестной конкуренции. Нам известно, кто это сделал [распространил слухи о “черных списках”], тут уж, как говорится, шило в мешке не утаишь. Никакого кризиса нет. Эта идея была специально вброшена с целью защитить отдельные недобросовестные капиталы и дискредитировать власти, в первую очередь, Центробанк”, - цитирует Андрея Козлова, зампреда ЦБ, РИА “Новости”. Выполнение кадастровой съемки смотрите на сайте.

А независимые эксперты, произведя подсчеты, вообще, пришли к выводу, что кредитных организаций, не сумевших соблюсти все требования ЦБ, и соответственно кандидатов в список на лишение лицензий может оказаться от 200 до 400. Это усугубило панику.

Почему же эксперты пришли к такому радикальному заключению? Разберемся в этой ситуации. Система проверок имеет четыре этапа: предварительный анализ, тематическую инспекционную проверку, заключительный анализ и принятие решения. На нынешнем этапе проверка кредитных организаций будет касаться только достоверности предоставляемой отчетности. И, похоже, что уже именно первого этапа не выдержат многие банки. Дело в том, что некоторые руководители банков считают, что закон о страховании вкладов составлен некорректно, и если ЦБ не изменит требований, то впоследствии банки будут вынуждены скрывать определенную часть информации, либо их попросту не включат в систему страхования вкладов.

Одновременно с началом проверок банков должен усилиться и банковский надзор для того, чтобы в будущем избегать потенциальных системных рисков, когда банки владеют капиталом других небанковских финансовых учреждений, таких, как паевые инвестиционные фонды, которые на сегодняшний день практически никому не подконтрольны. Это тоже может стать серьезным ударом по деятельности некоторых банков. Центробанк в своих требованиях готов пересмотреть и позицию по отношению к самим руководителям кредитных организаций.

Понятно, что не все банки, а тем более их руководители будут соответствовать новым требованиям, которые к ним предъявляет “Закон о страховании вкладов”. Тем более, что большая часть крупных банков из первой двадцатки преодолела кризис 1998 года, имея крупные проблемы, которые пусть и в меньшей степени, но дошли и до наших дней. Отметим при этом, что и руководители остались прежними.

Также нет сомнений, что углублению кризиса способствовало еще одно очень важное обстоятельство – готовность общественного мнения серьезно относиться к самым паническим слухам.

Реакция вкладчиков, которые за последние годы, казалось бы, поверили в экономическую стабилизацию и были склонны больше, чем в 90-е годы, доверять государству, преподнесла большой сюрприз. Оказалось, что воспоминания о протестах вкладчиков финансовой пирамиды “МММ” в 1994-м, первом банковском кризисе 95-го и дефолте в 98-м по-прежнему актуальны и в любой момент могут стать “руководством к действию”. А с учетом общего обострения социальной напряженности (голодовки в ряде регионов, тревоги в связи с проектом монетизации льгот и множеством других экономических проблем) это вызывает нешуточную обеспокоенность властей.

Статьи по теме:

Роль страхования в регулировании социально-экономических отношений РФ
Экономические и социальные отношения в обществе в целом, в пределах отдельно взятого хозяйствующего субъекта или гражданина и его семьи сталкиваются с различными по степени и широте воздействия, источникам и разрушительности рискам. Переч ...

Выводы
Исследуя данную тему, можно сделать такие выводы: Банк России является главным банком страны-«Банк Банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Россий ...

Планирование привлечения ресурсов
В мировой банковской практике разработаны методы управления пассивными операциями, применение которых предусматривает: · Наличие хорошего помещения и квалифицированного персонала. · Учет банком общеэкономической ситуации в стране и миро ...