В условиях рыночных отношений повышаются ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.
Прибыль, с одной стороны, зависит от качества работы коллектива, а с другой – является основным источником производственного и социального развития предприятия. Следовательно, его работники заинтересованы в эффективном использовании ресурсов и росте прибыли. Вместе с тем прибыль служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.
Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами на производство и реализацию.
Таблица
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость |
Себестоимость продукции, работ, услуг | |||||||||||
Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг) |
Прибыль от прочей реализации |
Внереализационная прибыль (убытки) | ||||||||||
Балансовая (валовая) прибыль |
Сумма корректировок по доходам, исключаемых при расчете основного налога на прибыль | |||||||||||
Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот |
Ставка % |
Сумма налога на прибыль |
Сумма налога по другим налогам | |||||||||
Балансовая прибыль |
Чистая прибыль | |||||||||||
Накопление |
Потребление | |||||||||||
Статьи по теме:
История возникновения страхования
Первые признаки страхования появились еще в античные времена. Так, по дошедшим до нас источникам в рабовладельческом обществе были соглашения, суть которых состояла в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск воз ...
Общие сведения об организации
В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченно ...
Термины аукционов
Аукцион (от лат. auctio – продажа с публичного торга) – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. То ...