Банковский менеджмент – это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском менеджменте определяется ряд сфер:
- банковская политика;
- финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление активами против пассивов (ликвидностью), управление прибылью;
- риск менеджмент;
- правовые сферы – управление налогами, управление юридическими обязательствами;
- организационные сферы – организационные структуры, надзор и регулирование.
В ходе реализации кредитного банковского продукта осуществляется архивный и оперативный кредитный мониторинг контроль за выполнением, соблюдением условий договора. Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку документов (кредитное досье), содержащих в том числе и материалы о динамике кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно более раннее, и идентификация проблемных кредитов. Их сигналы, индикаторы иногда четко взаимосвязаны с кредитом, но чаще всего являются довольно отвлеченными:
резкое снижение дебиторской задолженности;
снижение коэффициентов ликвидности;
падение объемов продаж;
убытки от оперативной деятельности;
а также:
отказ или не предоставление в срок запрашиваемой банком информации;
накопление излишних, спекулятивных запасов;
уклонение руководителей фирм от контактов;
потеря важных клиентов;
осторожное поведение деловых партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности, деловой репутации, контактах и т. д.)
Методы управления, нейтрализации кредитного риска, хотя и вписываются в приведенную схему, но довольно разнообразны и разнонаправлены, в их числе:
нейтрализующие факторную сторону риска:
оценка кредитоспособности (профилактика, предотвращение риска) в направлениях: заемщик, среда (отрасль, конкуренты), проект;
разграничение полномочий принятия кредитного решения в зависимости от размера кредита и величины потенциального риска;
связанное финансирование проекта, частично за счет собственных средств заемщика;
наличие в структуре менеджмента и организация работы с проблемными кредитами;
защитная конверсия условий долга, предусмотренная в договорах (улучшение информационного обеспечения, рост залогов, штрафы, пени, неустойки, увеличение процентов и т.д.);
деятельность внутренних специальных организационных структур (отделы кредитоспособности, службы безопасности и т.д.);
Статьи по теме:
Повышение
экономической эффективности направлений деятельности ЗАО АКБ Банк
"Центрокредит"
В качестве направлений повышения эффективности проводимых операций, повышения финансовой устойчивости, ликвидности, прибыльности, ЗАО АКБ Банк "Центрокредит" можно порекомендовать использование в работе следующих рекомендаций:
...
Организация безналичных расчетов в коммерческих банках
В современных условиях используют следующие формы расчетов:
- платежными поручениями;
- чеками;
- аккредитивами;
- по инкассо;
- и другими не противоречащими законодательству.
Платежное поручение — это документ, представляющий собой ...
Понятие и преимущества факторинга
Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований, во ...
